Как определить рентабельность производства (формула)?
Что такое рентабельность производства?
Рентабельность (RO – returnon) – важнейший показатель экономической эффективности организации в целом, либо использования ею капитала и ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т.п.). Показатель позволяет проводить детальный анализ хозяйственной деятельности предприятия, а также проводить сравнение значений экономической эффективности с аналогичными показателями других предприятий, что позволяет делать выводы об успешности того или иного направления деятельности организации.
В отличие от прибыли, значение коэффициента рентабельности является показателем относительным, что делает возможным сравнивать предприятия различного направления деятельности и различного же размера. Коэффициент позволяет сравнить эффективность малого предприятия, состоящего из пяти сотрудников с деятельностью крупной фабрики штатной численностью свыше тысячи человек. И если по показателям прибыли фабрика легко сумеет опередить крошечную фирму, то относительные показатели могут проявить совсем другую картину. В этом плане рентабельность предприятия можно сравнить с экономическим КПД – коэффициентом полезного действия предприятия.
Говоря самым простым языком, рентабельность демонстрирует то, сколько прибыли приносит каждый рубль, вложенный в ресурсы или активы организации.
Экономисты учитывают большое количество видов рентабельности, среди которых основными принято считать:
- рентабельность продукции/продаж (ROTR/ROS – totalrevenue/sale),
- рентабельность себестоимости / производства (ROTC – totalcost),
- рентабельность активов (ROA – assets),
- рентабельность инвестиций (ROI – invested capital),
- рентабельность персонала (ROL – labour).
Как рассчитать?
Расчет рентабельности производства
Как рассчитать рентабельность производства:
- Узнать данные о балансовой прибыли (стр. 2200 ОФР).
- Рассчитать средний показатель стоимости основных фондов и оборотных средств.
- Разделить балансовую прибыль на среднегодовой показатель стоимости основных фондов и оборотных средств.
- Умножить полученный коэффициент на 100%.
Как уже было сказано выше, рентабельность производства рассчитывается путем деления балансовой прибыли на среднегодовой показатель стоимости основных фондов и оборотных средств.
☝️Важно! Все данные берутся из «Отчета о финансовых результатах».
Формула
Классическая формула рентабельности производства выглядит так:
РП = БП / ((СФ + ОС)/ 2) х 100%,
где
- РП — рентабельность производства;
- БП — прибыль по балансу;
- СФ — стоимость основных фондов;
- ОС — оборотные средства.
По данным срок ОФР формула рентабельности производства выглядит следующим образом:
РП = стр. 2200 / ((стр. 1150 (нач. пер.) + стр. 1200 (нач. пер) + стр. 1150 (кон. пер.) +стр. 1200 (кон. пер)) / 2) х 100%
Иногда также используется другая более простая формула:
ПР = БП / ОДх 100%,
где
- РП — рентабельность производства;
- БП — прибыль по балансу;
- ОП — доход от операционной деятельности.
По данным строк ОФР данная формула выглядит так:
РП = стр. 2200 / стр. 2120
Пример расчета
Пример расчета рентабельности производства
Рассмотрим пример расчета рентабельности производства на примере: у нас есть две компании, которые предоставили данные по выручке, стоимости основных и оборотных средств и себестоимости продукции. Необходимо сравнить их коэффициенты рентабельности производства.
Выручка:ЧП «Марс»: 230 000 рублей
ЧП «Сатурн»: 640 000 рублей
Себестоимость:
ЧП «Марс»: 40 000 рублей
ЧП «Сатурн»: 60 000 рублей
Стоимость основных и оборотных средств:
ЧП «Марс»: 85 000 рублей
ЧП «Сатурн»: 120 000 рублей
Для начала определим прибыль, для чего нам нужно из выручки вычесть себестоимость:
Прибыль:
ЧП «Марс»: 230 000 - 40 000 = 190 000 рублей
ЧП «Сатурн»: 640 000 - 60 000 = 580 000 рублей
Теперь, зная прибыль, легко можно посчитать рентабельность производства:
ЧП «Марс»: 190 000 / 85 000 х 100% = 223,5%
ЧП «Сатурн»: 580 000 / 120 000 х 100% = 483,3%
Получив итоговый результат, можно сделать вывод, что ЧП «Сатурн» работает намного эффективнее ЧП «Марс», так как его рентабельность производства в два раза больше.
Формула рентабельности предприятия по балансу
Большую часть видов рентабельности определяют при применении показателей бухгалтерского баланса. В нем можно подчерпнуть сведения о следующих элементах:
- Активы предприятия,
- Обязательства предприятия,
- Сумма собственного капитала.
Все показатели, которые нужны при расчетах формулы рентабельности по балансу берутсяна начало и конец периода. Это способствует оценке результатов деятельности компании в динамике.
Рассчитывая рентабельность предприятия по бухгалтерскому балансу, применяются следующие показатели:
- Сумма оборотных и внеоборотных активов;
- Объемы инвестиций,
- Стоимость собственного капитала и др.
Для правильных расчетов необходимо определить среднее арифметическое от сложения показателей начала текущего (окончанияпредыдущего) и по завершению текущего периода.
Например, при расчете рентабельностивнеоборотных активовиз баланса нужно взять сумму величинывнеоборотных активов на начало и конец периода, затем поделить эту сумму напополам.
Формула рентабельности предприятия повнеоборотным активам:
ROA(вн)=(ПР/(ВнАнп+ВнАкп)/2)*100%,
Здесь ROA(вн)– показатель рентабельности внеоборотных активов,
ПР – сумма прибыли,
ВнАнп, ВнАкп– внеоборотные активы на начало текущего (окончание предыдущего) периода.
Где брать данные для расчетов
Данные для расчетов
Брать информацию для расчета рентабельности продукцию можно из двух источников:
- Отчета о финансовых результатах (ОФР);
- Бухгалтерской аналитики.
Значения балансовой прибыли обычно берется из ОФР. Данные для расчета себестоимости продукции, как правило, берутся из бухгалтерской аналитики, так как при идеальном сценарии нужно получить совокупные данные, которые включают в себя остатки производственных фондов.
☝️ Однако как можно увидеть из одной из формул, приведенных выше, при упрощенном подходе для знаменателя можно использовать строку 2120.
Показатели
Показателями рентабельности называются основные характеристики финансово-экономической деятельности предприятия. К таковым относятся:
- коэффициент рентабельности всего капитала;
- коэффициент рентабельности производства;
- коэффициент рентабельности продаж;
- коэффициент рентабельности оборотных активов;
- коэффициент рентабельности необоротных активов.
Они определяются с помощью несложных формул. Коэффициент рентабельности всего капитала вычисляется таким образом:
Крк = чистая прибыль / итог баланса $cdot$ 100%
Для вычисления коэффициента рентабельности производства используют формулу:
Крп = чистая прибыль/ выручка $cdot$ 100%
Вычилить коэффициент рентабельности продаж позволяет такая формула:
Крпр = чистая прибыль/ выручка Крпр = чистая прибыль/ выручка $cdot$ 100%
Если необходимо вычислить коэффициент рентабельности активов, используют отношение чистой прибыли к оборотным или необоротным активам и умножают на 100%.
Применение всех этих коэффициентов позволяет при анализе получить полную картину рентабельности предприятия на всех уровнях и фазах производства. Так, показатели рентабельности капитала свидетельствуют об обще состоянии дел на предприятии и позволяют оценить его ресурсы. Коэффициент рентабельности производства дает возможность судить об эффективности самого производства и степени выгодности выпуска той или иной продукции. Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли предприятия в каждой заработанной денежной единице (рубле, долларе, евро и т.п.). Он позволяет сравнить свои показатели с аналогичными показателями конкурентов. Кроме этого можно составить прогноз дальнейшего развития рынка.
Средние статистические значения по годам для предприятий РФ
Размер выручки | Значения по годам, отн. ед | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Микропредприятия (выручка < 10 млн. руб.) | -0.381 | -0.017 | -0.029 | -0.019 | -0.024 | -0.054 | -0.048 |
Минипредприятия (10 млн. руб. ≤ выручка < 120 млн. руб.) | -0.018 | 0.054 | 0.052 | 0.059 | 0.060 | 0.062 | 0.068 |
Малые предприятия (120 млн. руб. ≤ выручка < 800 млн. руб.) | 0.048 | 0.045 | 0.045 | 0.046 | 0.049 | 0.055 | 0.064 |
Средние предприятия (800 млн. руб. ≤ выручка < 2 млрд. руб.) | 0.062 | 0.048 | 0.055 | 0.061 | 0.063 | 0.067 | 0.046 |
Крупные предприятия (выручка ≥ 2 млрд. руб.) | 0.107 | 0.080 | 0.086 | 0.092 | 0.080 | 0.072 | 0.130 |
Все организации | 0.095 | 0.070 | 0.074 | 0.080 | 0.073 | 0.069 | 0.110 |
Значения таблицы рассчитаны на основании данных Росстата
Значения рассчитаны по формуле: стр.2200 / стр.2120
Какие факторы влияют?
Причины изменения рассматриваемого показателя можно разделить на эндогенные и экзогенные. К экзогенным относятся:
- Географическое расположение. Локализация производства достаточно сильно влияет на уровень цен, а значит, прибыли.
- Уровень конкуренции. Конкуренция влияет на цену, следовательно, на норму прибыли.
- Конъюнктура рынка. Она определяет то, по какой цене будет продаваться продукт.
- Количественные параметры таких категорий, как рынок денег и рынок активов. Рубль, полученный при одной государственной процентной ставке, и тот же рубль при другой – различаются покупательной способностью.
- Налоговая политика государства. Налоги прямым образом влияют на то, сколько прибыли получит предприниматель.
- Политическая ситуация. К примеру, последние санкции, примененные к России, негативным образом сказываются на рентабельности российских компаний.
Эндогенные факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные.
Схема: Что такое экономическая рентабельность?
К эндогенным внепроизводственным факторам относятся:
- Эффективность логистических цепочек и маркетинга. Это влияет на издержки предпринимателя.
- Необходимость проведения мер, ликвидирующих или компенсирующих вредные для природы эффекты производственной деятельности. Если закон обязывает предпринимать действия по ликвидации негативных последствий производственного процесса, это закладывается в издержки.
- Наличие условий для нормальной трудовой деятельности. Когда работник обеспечен необходимой инфраструктурой для нормальной работы, повышается производительность труда, что снижает затраты на изготовление товара.
- Финансовая политика. Финансовая деятельность многогранна, здесь подразумевается и эффективность, и ее различные виды.
К примеру, благодаря хорошей игре на рынке активов фирма будет иметь больше источников для погашения собственных обязательств без привлечения кредитных средств, за пользование которыми также нужно платить свою цену в виде процента. А это отражается на совокупных затратах фирмы.
Эндогенные производственные факторы, влияющие на рентабельность предприятия также делятся на:
- количественные (к примеру, увеличение численности работников, средств производства, предметов труда)
- качественные (применение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий, другими словами, увеличение производительности труда).
Естественно, что эти факторы, как и все остальные, играют свою роль только тогда, когда являются экономически обоснованными (например, если количество реализованной продукции падает, то, при прочих равных условиях, нет смысла нанимать новых работников).
Таким образом, рентабельность предприятия – это основополагающий, ключевой индекс, позволяющий оценить эффективность фирмы. Среди факторов, влияющих на него, необходимо выделить эндогенные производственные качественные, поскольку именно повышение производительности труда является основным источником для максимизации прибыли.
Более подробно о том, как рассчитать рентабельность предприятия, вы можете узнать в следующей видео-инструкции:
Пути повышения
Как мы уже выяснили, после анализа рентабельности может случится так, что результаты будут указывать на необходимость мер.
А для того, чтобы определить, как можно повысить рентабельность, нужно сначала разобраться, почему она недостаточно высока.
Чтобы это выяснить, нужно изучить показатели за отчётный период и сравнить их с показателями за предыдущий период. Стоит обратить внимание на такие факторы, как сезонность, конкуренция, простои.
Для увеличения прибыли применяются разные способы:
- Повышается качество продукта или услуги, упаковки, проводится модернизация, переоснащение производства. Конечно на всё это требуются, как правило, инвестиции. Но по плану они должны спокойно окупиться в дальнейшем с помощью снижения количества используемого сырья, повышением спроса и так далее.
- Разрабатывается новая маркетинговая стратегия и политика.
- Снижается себестоимость товара или услуги, чтобы можно было конкурировать с другими фирмами. Но конечно, это не должно наносить вред качеству продукции.
Суть в том, чтобы найти определённый баланс, который поможет снизить издержки и повысить эффективность, не ухудшая качество. Таким образом, показатели рентабельности должны будут оставаться на должном уровне.
Распространенные ошибки при определении рентабельности предприятия
Ошибка 1. Зачастую многие специалисты при проведении финансово–хозяйственного мониторинга пытаются отождествлять, проводить аналогию между прибылью и рентабельностью. Между тем это разные величины, абсолютно не идентичные.
В полной мере оценить эффективность работы предприятия только на основе данных о прибыли, а также выручке, объемах продаж, практически не реально. Чтобы получить достоверную оценку, требуется проводить более детальный анализ, путем расчета рентабельности. Можно сказать, что это один из ключевых показателей. Именно при помощи его можно узнать, например, какую прибыль может дать один вложенный в производство рубль и т. д.
- https://svoedelo-kak.ru/ekonomika/rentabelnost-proizvodstva.html
- https://coinpost.ru/p/rentabelnost-proizvodstva
- http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-ekonomike/formula-rentabelnosti-predpriyatiya/
- https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/izderzhki_i_rentabelnost_predpriyatiya/pokazateli_rentabelnosti_predpriyatiya/
- https://1-fin.ru/?id=311&t=35
- https://FBM.ru/bukhgalteriya/poshagovaya-instrukciya-po-raschetu-rent.html
- https://businessmens.ru/article/rentabel-nost---chto-eto-formuly-i-primery-raschetov
- https://finzz.ru/rentabelnost-predpriyatiya-primer-tablica.html