Финансовая грамотность для детей: для чего нужно, когда и с чего начинать

Что такое финансовая грамотность и финансово грамотный человек?

Финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, а также умение распоряжаться собственными и заемными средствами. Грамотное взаимодействие с кредитными организациями, эффективное использование денежных инструментов, оценка экономического положения страны.

Финансово грамотный человек —  это человек, который:

  • умеет обращаться с денежными инструментами;
  • ведет учет доходов и расходов;
  • живет по средствам и грамотно планирует свои расходы;
  • имеет подушку «безопасности», и минимум 10% своего дохода оставляют на инвестиции;
  • не берут необдуманные кредиты и тщательно продумывают все свои вложения и инвестиции;
  • всегда в курсе экономической обстановке в стране.

Зачем ребёнку финансовая грамотность?

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает:

  • Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
  • Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
  • Грамотно управлять деньгами и копить их.
  • Избегать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т.д.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности.
Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.
Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.
Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Финансовая грамотность для детей: для чего нужно, когда и с чего начинать

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков - так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Осознанное потребление - учим ребенка тратить деньги «с умом»

Финансовая грамотность для детей: для чего нужно, когда и с чего начинать

Существенный навык в трате денег — уметь покупать выгодно и принимать во внимание качество. То есть нужно развивать осознанное потребление. Для этого учите ребенка отвечать на следующие вопросы.

  1. «Нужно ли мне именно это?».

    Здесь помогут списки желаний и их обсуждение. Импульсивные покупки обычно потом становятся абсолютно ненужными.

  2. «Выгодно ли это?».

    Конечно, можно показывать экономичность приобретений на продуктах, но это не всегда полностью раскрывает идею. Для детей понятнее будет рассказывать о разумных тратах на примере техники или игрушек. Вместе с ребенком подумайте, сколько та или иная вещь прослужит, как часто вы можете ее потенциально использовать (чтобы она не пылилась в углу), на «продвинутом» уровне можно разобраться в характеристиках и решить, стоит ли эта вещь своих денег.

  3. А можно ли найти лучше и выгоднее?

    Важный этап – умение выбирать. Полезно выработать привычку не останавливаться, например, на одной модели телефона в одном магазине, а сравнивать, находить более практичные варианты, может даже искать магазины с акциями на тот или иной предмет. К тому же, сейчас это делать намного проще, существует огромное количество сайтов, которые дают возможность сопоставлять цены на практически любые товары.

Выбирайте вещи для ребенка с ним вместе, обсуждайте и сравнивайте цены. Если получится сэкономить, вместе обсудите, как можно потратить оставшиеся деньги.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень  интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Повышение финансовой грамотности в начальной школе

С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

В это время хорошо приучить ребенка вести дневник «доходов-расходов». В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

  • научите ценить и управлять деньгами;
  • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
  • потренируете навыки вычисления.

Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

  • размен монеток;
  • «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
  • «Профессии» с выплатой «зарплаты».

Подростковый возраст и финансы

На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды. Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки. Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

  • посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);
  • оплата платежек ЖКХ;
  • планирование финансов (например, предложить самостоятельно  составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);
  • выпуск банковской карты.

Банковские карты для школьников

Очень важно в период развития электронной коммерции научить ребенка пользоваться банковскими картами.

Важно на этом этапе объяснить технику безопасности при снятие денег в банке или банкомате, ответственность за передачу личных данных и другие аспекты.

В настоящее время существует ряд банковских продуктов, специально рассчитанных на молодежь.

Банковские карты в настоящее время можно оформить и онлайн. Например, здесь можно заказать карту с бесплатным обслуживанием. Также Мегафон предлагает карту с кэшбэком и процентами на остаток, а также бесплатным обслуживанием .

Онлайн игры для школьников и подростков

Из игр для старшеклассников подойдет классическая «Монополия» и «Денежный поток». Онлайн кошелек и приложения для планирования финансов также могут помочь научиться грамотно распределять ресурсы и составлять стратегию накопления.

Онлайн игра CachGo

Замечательная онлайн игра CachGo , основанная на игре «Денежный поток» от долларового миллионера Роберта Кийосаки, научит управлять личными финансами, составлять личный финансовый план, покажет как можно выйти на уровень финансовой свободы, вырвавшись из «крысиных бегов», сформировав пассивный денежный поток.

Финансовая игра CachGo - повышение финансовой грамотности у школьников

TimeFlow: финансовая онлайн-игра «Время Деньги«

Еще одним способом, как поднять финансовую грамотность, играя может стать онлайн-тренажер TimeFlow .

Его название происходит от двух слов Time — время и Flow — поток. В этом кроется главное преимущество игры. Эта игра не только повышает финансовую грамотность и дает понимание основ инвестирования, но и знакомит с тайм-менеджментом. Ведь для успешности необходимо не только умение управлять своими финансами, но и своим временем.

Эта игра очень разнообразна. Она позволяет самостоятельно выбирать цели и начальные условия. В дальнейшем всё зависит от вас: от вашего умения управлять деньгами и собственным временем.

Плюсом игры TimeFlow является то, что она на русском языке, а следовательно, будет понятна всем.

Повысить уровень своей финансовой грамотности, играя в финансовую игру TimeFlow (Время Деньги).

Финансовая игра TimeFlow - повышение финансовой грамотности у школьников
Финансовая игра TimeFlow - повышение финансовой грамотности у школьников
Финансовая игра TimeFlow

Таким образом, как Вы понимаете способов повышения финансовой грамотности и умения управлять деньгами очень много. И для эффективного освоения этой науки необходимо постоянное совершенствование этих навыков. Причем «нудные уроки» могут быть заменены любимыми детям играми.

Совмещение теории с практикой позволит еще больше повысить финансовую грамотность, как школьников, так и взрослых.

Основные понятия финансовой грамотности

Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.

Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, паи в ПиФ, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д..

Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.

Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.

Существует три вида доходов:

  • заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения).
  • «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д..
  • пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п..

Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Как в своих книгах писал Р.Киосаки, есть плохой долг и хороший долг.

Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.

Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.

Как научиться?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

День финансовый грамотности: общие сведения

Несколько лет назад было принято решение создать всероссийскую программу, которая бы освещала вопросы финансовой грамотности населения. Таким образом, была создана программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях». Дата проведения мероприятий, посвященных этому дню, приходится на 8 сентября. Проведение их полностью отвечает на вызов времени. В нашей стране рыночная экономика и система свободной торговли существует не так давно, поэтому иногда отсутствует возможность передачи жизненного опыта от более старших поколений к младшим. Современная молодежь порой остро нуждается в освоении базовых навыков распоряжения денежными средствами и понимании основных процессов, в которых задействованы финансы.

день финансовой грамотности

Какие проводятся мероприятия в школах?

В рамках недавно созданной программы повышения финансовой грамотности населения многие школы решили самостоятельно проводить мероприятия в этот день. На самом деле, это замечательное решение, ведь не всегда бывает достаточно знаний, которые прививают дома. День финансовой грамотности в школе должен организовываться с учетом возрастной категории учащихся. Конечно же, это важно, ведь понимание финансовой сферы у первоклассника и выпускника школы, который уже почти выходит во взрослую жизнь, абсолютно разное.

Проведение дня финансовой грамотности в школе – это очень ответственное занятие. По большей части, в этот день проходят открытые уроки, но это далеко не все форматы, в которых можно организовать такое мероприятие.

Источники

  • https://finans-bablo.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti.html
  • https://invlab.ru/financy/finansovaya-gramotnost-dlya-detey/
  • https://rosuchebnik.ru/material/uroki-finansovoy-gramotnosti/
  • https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/osnovy-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html
  • https://investolymp.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-shkolnikov.html
  • https://4brain.ru/finance/
  • https://FB.ru/article/240878/den-finansovyiy-gramotnosti-kogda-gde-i-kak-on-provoditsya
[свернуть]
Поделиться: