Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела
Содержание
- 1 Что такое и для чего нужен
- 2 Основные задачи и функции
- 3 Принципы
- 4 Организация страхового надзора в России до 2004 года
- 5 Цель СН в России
- 6 Структура ФССН
- 7 История ФССН
- 8 Руководители ФССН
- 9 Упразднение
- 10 Функции и деятельность ФССН до 2013 года
- 11 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, 2011—2013 годы)
- 12 Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями
- 13 Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон
- 14 Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации
- 15 Надзорные стадии
Что такое и для чего нужен
Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.
Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.
Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.
- развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
- граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.
Более наглядно
Что такое СН? | |
Каким принципам следует СН? | |
Какие задачи ставит СН? |
Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:
Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.
Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:
Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:
Основные задачи и функции
Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:
Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:
- следить за качеством исполнения законов;
- осуществлять процедуру аттестации актуариев;
- производить выдачу/отмену лицензионных прав;
- обеспечивать единство действий/нормотворчества;
- производить надзор за субъектами рынка страхования.
Внимание! Основная функция СН – осуществление охраны прав, данных страхователям. Департаментом производится выдача агентам разрешительных документов на увеличение базового капитала, а также на создание в стране отделений с западным инвестированием. Департамент не допускает формирования монополий.
Принципы
Орган страхового надзора наделен определенными полномочиями. Он вполне вправе провести проверку и наказать административно виновных или начать дело в суде. Но сам орган надзора также подчиняется некоторым принципам, поскольку это также подведомственная структура.
Страховой надзор осуществляется на принципах:
- Законности. Устанавливаемым государством законам подчиняются все органы государственной власти и все должностные лица.
- Организационного единства. И территориальные отделения и центральное действуют как единое целое.
- Гласности. Принцип означает, что вся информация о деятельности Департамента присутствует в общем доступе. Она публикуется в интернете для широкой общественности, чтобы каждый имел доступ к информации. Также каждая страховая компания просто обязана предоставлять общественности для анализа их конкурентноспособности свои финансовые показатели. Правдивые данные относительно финансового состояния страховой фирмы помогут сориентироваться страхователю в выборе, если тот еще не определился, в какую фирму ему лучше обратиться.
Так, Департамент может контролировать страховое дело в России и следить, чтобы все субъекты подчинялись единым законным требованиям, а страхователи спокойно, без тревог вкладывали деньги.
Организация страхового надзора в России до 2004 года
Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет [2] [3] .
Сразу после Октябрьской революции 1917 года советская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете» [4] — коллегиальном органе для «заведыванія всеми делами, относящимися къ страхованію рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования. А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях» [5] , которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.
Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании. В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло Главное управление Госстраха. В 1928 году операции по личному страхованию начали проводить предшественники Сбербанка — Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, надзор за их страховой деятельностью также осуществлял Госстрах.
В 1989—1992 годах создаются первые первые негосударственные страховые компании («АСКО» [6] , «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании [7] , [8] , одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства.
Цель СН в России
Государство и основные игроки рынка должны "слышать" друг друга и работать совместно. Это в интересах обеих сторон. Поэтому страховой надзор предполагает постановку Департаментом следующих целей:
- Формирование интереса потенциальных потребителей услуг страховщиков.
- Дальнейшее построение системы государственного надзора
- Гарантирование выполнения страховщиками обязательств по выдаче денег
- Формирование инфраструктуры рынка страховки.
- Подготовка новых кадров.
- Создание условий для инвестирования в сферу страхования.
Все те меры контроля, которые предпринимает страховой надзор РФ, способствуют развитию страхового рынка.
Нужно заметить этот контроль также регулирует деятельность зарубежных компаний и компаний с преобладающей долей иностранного капитала. Рынок страховых услуг в РФ должен быть цивилизованным, а значит, налоговая политика для страховых компаний должна быть усовершенствована.
Структура ФССН
Федеральная служба страхового надзора состояла из следующих управляющих подразделений:
- Надзор и контроль. Сфера деятельности отдела – обеспечение надзора за страховщиками, включая соблюдение требований, согласно ст.29 закона от 27.11.1992 №4015-1 о страховании.
- Предварительный контроль. Компетенция – надзор над организациями, испытывающими трудности, назначение предписаний, временного руководства, проверка выполнения ранее предъявленных требований.
- Учет и экономический анализ. Отдел занимался проверкой представленной страховщиками отчетности, анализом полученных данных и сроков. По итогам проверки в управлении учета и экономического анализа при ФССН выносили решение, были ли допущены ошибки в бухгалтерских документах, соблюдены ли сроки отчетности, будут ли предъявлены предписания страховщику.
- Управление делами. Внешняя деятельность – предложения по развитию страхового дела в РФ, систематизация и публикация сведений о рынке страхования России, общение с прессой. Внутренняя политика: отчетность, публикации в СМИ.
История ФССН
Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.
В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.
Руководители ФССН
- Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (2004—2009 годы)
- Коваль, Александр Павлович (2009—2011 годы)
Упразднение
В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки. Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.
После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2020 году.
Функции и деятельность ФССН до 2013 года
С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:
- Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
- Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
- Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
- Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
- Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
- Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда – реорганизация.
- Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
- Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР, 2011—2013 годы)
Основная статья: Федеральная служба по финансовым рынкам
4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР [27] , [28] . Практически одновременно с присоединением страхового надзора к ФСФР у неё поменялся руководитель — занимавший этот пост с мая 2007 по апрель 2011 года Владимир Миловидов уступил его Дмитрию Панкину [29] . В ходе реорганизации число заместителей руководителя ФСФР выросло с 5 до 7, кураторами страхового блока стали три новых заместителя — Игорь Жук, Олег Пилипец и Юлия Бондарева [30] .
За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий [25] .
Некоторые специалисты крайне негативно оценивали результаты присоединения ФССН к ФСФР [31] .
Руководители
- Жук, Игорь Николаевич (лицензирование, региональные инспекции) [32]
- Пилипец, Олег Олегович (мониторинг и отчётность) [33]
- Бондарева, Юлия Эдуардовна (вопросы надзора) [34]
Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями
В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.
Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:
- главой 48 Гражданского кодекса;
- законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора. Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:
- информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
- реестры субъектов рынка, страховых объединений;
- акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
- изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.
На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны.
Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок.
Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон
Перечень законов, регулирующих деятельность игроков страхового рынка:
Внимание! Основным законом общего характера, регулирующим страховую деятельность, служит ФЗ «Об организации страхования в России», принятый в 1992 г.
Его разработали для регулировки меж субъектных отношений, занимающихся страховой деятельностью (участвующих в них). Регулировка этой в области осуществляется посредством законов целевого/непрямого действия:
- Прямое действие – эти регулируемые законы служат общему контролю страховой сферы, либо её отдельных видов.
- Непрямое действие – это законы, которые могут включать лишь отдельные «островки» страхования. Они осуществляют регулирование отдельных видов деятельности, обязуя страхователей произвести страхование всех сфер жизни. Сюда же относят законы, всего лишь отчасти регламентирующие страховую деятельность (к примеру, о бух. учете).
Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации
Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.
Следует знать! Лицензия – документальное свидетельство, удостоверяющее право СК осуществлять конкретные виды страховой деятельности в стране, либо на ее определённой территориальной части, указанной страхующей организацией.
Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:
- заявительное обращение;
- ряд учредительных бумаг;
- информацию о результатах проверки финансов СК;
- устава компании и пр.
Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.
Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.
В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).
Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.
Надзорные стадии
Государственный контроль имеет на 3 стадии:
№/№ | Стадии | Пояснения |
1. |
Предварительная |
Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования |
2. |
Текущая |
Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:
· создание резервов страхования; · существование свободных денег в объёме, установленном нормативами; · следование требованиям полученной лицензии |
3. |
Последующая |
Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:
· отчётность за год; · баланс от бухгалтеров и пр. |
Внимание! С целью проведения контроля в РФ действуют независимые страховые аудиторы. Они курируют лицензирование страховой деятельности, квалификацию, уровень профессиональных познаний.
- https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html
- https://GidPoStrahovke.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/strakhovoy-nadzor.html
- https://FB.ru/article/281875/strahovoy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80
- https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/federalnaya-sluzhba-strahovogo-nadzora
- https://askjurist.ru/articles/kontroliruyushij-organ-strahovyh-kompanij/