Внешний долг России по годам: 1994 – 2021
Содержание
- 1 Внешний долг на сегодняшний день
- 2 Сколько должны частные заемщики
- 3 Динамика и прогноз
- 4 Что означают изменения госдолга?
- 5 Внутренний Госдолг РФ
- 6 Оценка госдолга РФ и состояние экономики
- 7 Из чего состоит внешний долг России?
- 8 Статистика внешнего долга России
- 9 Кому государство должно?
- 10 Как выплачивался долг СССР
- 11 Госдолг Российской Федерации
- 12 Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
- 13 Внешняя задолженность РФ в 2019 году
- 14 Структура долга
- 15 Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
- 16 Долги субъектов России
- 17 Актуальные показатели
- 18 Как государство выплачивает долг?
- 19 Показатели по годам
- 20 Виды государственного долга
Внешний долг на сегодняшний день
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:
- по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
- владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.
Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.
Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.
Структура внешнего долга
Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.
По источникам госдолг подразделяется:
- на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
- кредиты у международных структур: банков и фондов;
- гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
- долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.
В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.
Сколько должны частные заемщики
Иное дело — частная задолженность, которая может вызывать опасения, составляя $411,4 млрд. Еще в начале года она составляла порядка $390 млрд. Основной вклад в ее прирост внесли банки, активно наращивавшие внешние долги.
Как отмечает Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, основной причиной его возникновения являлся и является низкий уровень развития банковской системы, отсутствие традиций и четких механизмов кредитования корпораций «длинными» деньгами частных и государственных пенсионных фондов или страховых компаний, как это происходит в Европе или США. А прирост этого долга обусловлен ростом процентов по основным долговым обязательствам.
Впрочем, по мнению Евгения Миронюка, аналитика «Фридом Финанс», опасаться увеличения долга корпоративного сектора пока нет оснований: ЦБ отмечает рост прибылей и устойчивости банковского сектора.
Динамика и прогноз
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Что означают изменения госдолга?
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.
Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.
Внутренний Госдолг РФ
Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.
Как работает ОФЗ? Здесь все просто:
- Покупается ценная бумага на определенный срок
- Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами
Приобрести ценную бумагу простой человек может через брокеров в инвестиционной компании или на бирже, а также в крупных банках страны. Стоит отметить, что для обычных граждан доступны не все виды облигаций. Сегодня существуют, так называемые, народные облигации, которые призваны привлечь интерес неквалифицированных инвесторов к подобному инструменту сбережения их средств.
Да, здесь речь идет именно о сбережении. Опытные трейдеры, а также биржевая статистика, говорят о том, что доходность по таким бумагам приблизительно равна инфляции или немного превышает ее. При этом рисков для покупателя практически нет, учитывая, что дефолта в РФ не предвидится в обозримом будущем. Такой инструмент выглядит несколько привлекательнее, нежели простой банковский депозит, но россияне опасаются, ссылаясь на опыт прошлых лет и непонимание столь сложных инвестиционных продуктов.
Помимо займа через облигации у населения и негосударственных организаций, во внутренний государственный долг также входят и гарантии. В данном случае под гарантиями понимается долговое обязательство, заемные средства по которому используются для реализации определенных направлений экономики.
Уровень внутреннего госдолга отслеживается Министерством Финансов Российской Федерации. Именно это ведомство отвечает за выпуск ценных бумаг на внутреннем рынке и осуществляет выплаты по ним. По данным Минфина на 1 ноября текущего года Госдолг составляет почти 14 трлн рублей. Стоит отметить, что с начала года показатель вырос почти на 4 трлн.
Оценка госдолга РФ и состояние экономики
После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:
- США – более 110% от ВВП.
- Япония – более 200% от ВВП.
- Франция – 98% от ВВП.
- Греция – более 180% от ВВП.
- Италия – около 135% от ВВП.
Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:
- Норвегия – около 30% от ВВП.
- Саудовская Аравия – 8%.
- Кувейт – 7,5%.
- Узбекистан – 7%.
Из чего состоит внешний долг России?
По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:
- Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,который состоит из следующих статей:
- Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
- Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
- Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
- Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
- Прочее – $30 млн.
Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.
Статистика внешнего долга России
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
В 2014 году на Россию были наложены санкции, в связи с чем она была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике (на уровне государства) до 2019 г. В результате правительственный долг на 2019 год снизился до $47,5 млрд.
В 2019-2021 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.
По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.
Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.
Кому государство должно?
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Госдолг Российской Федерации
После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).
В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.
Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.
С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.
В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.
Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.
Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.
К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:
- Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
- Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
- Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
- Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
- В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Структура долга
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Долги субъектов России
Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета.
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Как государство выплачивает долг?
Платежеспособность государства оценивается по разным параметрам. И самый главный — наличие ликвидных активов.
Ликвидные активы государства — это, в первую очередь, валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на конец апреля 2021 года депозиты органов государственного управления составляли 10,651 трлн рублей в Центробанке и
Показатели по годам
Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.
Виды государственного долга
Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.
Внутренний долг
- Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
- Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
- Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
- Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
- Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
- Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
- Долги по торговым операциям с другими странами.
Внешний долг
Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.
- http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii/
- https://vKreditBe.ru/vneshnij-dolg-rossii/
- https://iz.ru/1193655/oksana-belkina/i-po-chut-chut-vneshnii-dolg-rossii-dostig-4714-mlrd
- https://tass.ru/ekonomika/9192043
- https://zaimrussia.ru/articles/gosdolg-rossii-2020-dinamika
- https://dividendoff.net/makroekonomika/gosdolg-rossii.html
- https://brobank.ru/vneshnij-dolg-rossii/
- https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/
- https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8