Договор перевозки грузов: оформление, особенности, бланк

Содержание

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге. 

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки. 

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»

Постановление Правительства № 554 — это один из ключевых актов в сфере грузоперевозок. Правила закрепили требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, объём документов, необходимых для осуществления процедуры. Сформирован регламент работы, реальные права и обязанности сторон (например, возможность клиента требовать сведения, подтверждающие соответствие услуг требованиям законодательства).

КоАП РФ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет размер ответственности за нарушения в сфере автомобильных грузоперевозок.

В ст.12.21 КоАП указано, какая ответственность грозит нарушителям правил грузоперевозок, в ст.12.21.1 КоАП – правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, ст.12.21.2 КоАП – перевозки опасных грузов, и т.д. Штрафы, налагаемые на юридическое лицо, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

Функционал продукта «1С:Управление автотранспортом Стандарт»

Совместное решение «1С:Управление автотранспортом Стандарт» предназначено для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях и организациях, а также в автотранспортных подразделениях торговых, производственных и прочих предприятиях, использующих автотранспорт для собственных нужд. Решение является самостоятельным продуктом, разработанным на платформе 1С:Предприятие 8, не требующим приобретения дополнительных продуктов на платформе 8.

Программа «1С:Управление автотранспортом Стандарт» состоит из восьми основных подсистем:

  • Подсистема диспетчерская;
  • Подсистема ПТО;
  • Подсистема учета ГСМ;
  • Подсистема учета ремонтов;
  • Подсистема складского учета;
  • Подсистема взаиморасчетов;
  • Подсистема учета работы водителей;
  • Подсистема учета затрат.

Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

Статья 28. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу

Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора

Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу

Глава 8. Заключительные положения

Статья 43. Порядок применения настоящего Федерального закона

Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Гражданский кодекс РФ

Правовые основы деятельности закреплены в Гл.40 ГК РФ. Перечислены виды договоров: перевозки груза и пассажиров, фрахтования. Сделки, заключаемые между заказчиком и исполнителем, обязаны соответствовать требованиям ГК. Отсутствие существенных условий влечёт недействительность и оспоримость договора. Гражданский кодекс также установил ответственность перевозчика как за повреждение, недостачу и порчу груза, так и за причинение вреда жизни и здоровью.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

Особенность 272 Постановления Правительства о перевозках в том, что нормативный акт имеет прямое действие, а его требования – конкретны и измеримы. Утверждены такие основополагающие аспекты деятельности, как допустимая масса ТС, предельная нагрузка на ось, нормативные габариты автомобилей и многое другое. Этими же Правилами утверждены состав и требования к документации: транспортной накладной, заказу-наряду (заявке на перевозку груза), сопроводительной ведомости.

Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси

Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа

Статья 32. Отказ фрахтовщика от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа или изменение такого договора

Статья 33. Перевозка багажа, провоз ручной клади легковым такси

Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности

Статья 36.1. Ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу

Статья 37. Недействительность соглашений

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ. 

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Пример:

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки. 

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Пример:

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором. 

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза 

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Пример:

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

Пример:

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»

Документы, оформляемые заказчиком услуг и их исполнителем, должны соответствовать упомянутому Приказу № 23. Таковых всего три: поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписка. Отсутствие указанных документов создаст трудности при осуществлении бухгалтерского учёта, при отстаивании нарушенного права или взыскании денег за оказанную услугу.

ФЗ от 08.11.2007 № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Указанный закон о перевозке определил условия проведения транспортировки (пассажиров, багажа, грузов) всеми видами транспортных средств, в том числе автобусов, легковых и грузовых автомобилей. При этом ФЗ № 259 содержит отсылку о том, что его положения регламентируют только правоотношения, возникающие на территории России. Закон закрепил три основных вида документов, составляемых при разногласиях: акты, претензии, иски.

КДПГ

Международная конвенция урегулировала перевозку грузов посредством автотранспорта. Правовой акт действует, если отношения между субъектами затрагивают как минимум две страны, одна из которых ратифицировала КДПГ. Законодательство Российской Федерации выстроено в соответствии с Конвенцией (к примеру, в части, регулирующей сопровождение ТМЦ накладной).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов

Статья 3.1. Контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Статья 3.2. Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Статья 4. Виды сообщения

Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Статья 6. Путевые листы

Статья 7. Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Статья 7.1. Утратила силу

Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

Статья 20. Заключение договора перевозки пассажира. Проверка подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади

Статья 21. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром

Статья 21.1. Перевозка и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов

Статья 22. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа

Статья 23. Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении

Статья 24. Продажа билетов

Статья 25. Возврат забытых вещей

Статья 26. Права пассажира при пользовании услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры

Мнения неподачи заказов

Рассмотрим основные случаи неподачи заказов

  1. В одном случае, заказчик оформил заявку на доставку груза из одного пункта в другой, по причине поломки транспорта, авто не было подано в указанное время под погрузку. Заказчик оформил письмо, и отправил перевозчику акт о неподаче авто и требовании оплатить штраф в размере 20 процентов от ставки за перевозку;
  2. Заказчик оформил заявку на определенный транспорт, заключили договор, но данный транспорт так и не нашли;
  3. Водитель застрял в пробке, тем самым опоздал на погрузку;
  4. У транспортной компании нет пропуска, либо просто истек срок;
  5. Водитель заболел и не выехал на погрузку, не предупредив, тем самым нарушив договор;
  6. Перегруз по вине заказчика-в договоре был прописан один вес, а по факту совсем другой.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604

Нормативный акт, которому уделяется мало внимания, крайне важен для всех участников дорожного движения. Именно им утверждено 3 перечня: показания, противопоказания и ограничения для управления ТС. Примечательно, что в документе упоминаются международные классификаторы заболеваний, поэтому обойти установленные запреты лицам их имеющим невозможно.

Источники

  • https://e-kontur.ru/enquiry/1459/dogovor-perevozki-gruzov
  • https://fzrf.su/zakon/ustav-avtomobilnogo-transporta-259-fz/
  • https://operevozke.ru/articles/normativno-pravovye-akty-reguliruyushhie-avtomobilnye-gruzoperevozki-reglamenty-zakony-pravila
  • https://alcargo.ru/uat.html
[свернуть]
Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *