Кто такой антрополог и как им стать: описание профессии и вузы для обучения

Происхождение человека

Основные положения теории эволюции человека сформулированы в работах Ч. Дарвина . Это были смелые взгляды для того времени, так как господствовали религиозные воззрения на происхождения человека, животных, в целом — жизни на Земле. Основатель биологической систематики К. Линней еще до Ч. Дарвина высказывал предположения о родстве людей и высших обезьян (рис.1).

Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину
Рис. 1. Модель эволюционного процесса по Линнею и Дарвину

Современная антропология — молодая наука. «Антропос» в переводе означает «человек». Антропологи изучают происхождение, становление человека, как биологического вида, популяции, причины их разнообразия, взаимодействие.

Согласно законам и правилам систематики, современные люди принадлежат к роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens), подвиду H. sapiens sapiens,

В XX веке первым «настоящим» человеком считали вид Homo habilis. Это человек умелый, чьи останки нашли в танзанийском ущелье Олдувай в 1960 году (рис. 2). Первобытный человек уже применял орудия труда.

Палеонтологические раскопки
Рис. 2. Палеонтологические раскопки

Следующий этап эволюции — питекантроп. Систематическое название этого предка — Homo erectus, что в переводе означает «Человек прямоходящий». Этот предок занимался охотой, собирательством, рыболовством. Постепенно происходило расселение и обособление групп Homo erectus. Так, в Европе около 40 тыс. лет назад появились неандертальцы. Это были прямые предки современных людей.

Теория происхождения и развития человека почти в неизменном виде просуществовала со времен Дарвина до конца XX века. Затем, на Ближнем Востоке были найдены ископаемые останки человека современного типа, возраст которых составлял 90 тыс. лет. Похожие открытия были сделаны и в других регионах. Это означает, что современный человек сформировался за последние 100–200 тыс. Находки вызвали «эволюцию» теории, появление разных моделей происхождения человека.

Определение

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек ; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин , занимающихся изучением человека , его происхождения , развития , существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология .

Расоведение — один из основных разделов антропологии, посвященный исследованию рас человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).

О профессии

Антрополог – это ученый, предметом научных исследований которого является человек как биологический вид.
Направления изучения человека как вида могут быть различные:

  • происхождение человеческого вида (антропогенез)
  • развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы
  • человек в контексте его культурной среды.

Антрополог – это ученый, предметом научных исследований которого является человек как биологический вид.

Направления изучения человека как вида могут быть различные:

  • происхождение человеческого вида (антропогенез)
  • развитие, разнообразие, биологическое своеобразие человека в зависимости от возраста, пола, национальности, расы
  • человек в контексте его культурной среды.

Появление термина

Само название науки - социальная антропология - возникло на рубеже 19-20 веков. Колыбелью для новой отрасли стали университеты Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Стоит сказать о том, что термин для обозначения данной науки до сих пор существует в двух вариантах. В Англии ее принято называть социальной антропологией. Соответственно, британский вариант имеет более политизированный уклон. В США чаще употребляется название "культурная антропология".

Из самого этого наименования следует, что американские ученые рассматривают в качестве общественных явлений исторические события, определяющие развитие социума, а также материальные и культурные ценности.

В частности, в Йельском университете была разработана теория о связи языка, на котором общается тот или иной человек, и его образа мыслей. Эта гипотеза получила название в честь своих основоположников - Сепира и Уорфа. Эти лингвисты пользовались в своих научных работах результатами наблюдений за жизнью коренных народов Америки, а также знаниями об особенностях их национальных языков.

гипотеза лингвистической относительности

Таким образом, культурная антропология принимает во внимание достижения многочисленных наук о человеке и обществе для выявления сущности социального поведения, а также для осмысления истории человечества. Среди этого многообразия сфер знаний присутствует и лингвистика, что подтверждается существованием теории Сепира - Уорфа.

Работы этих исследователей имели переменную популярность на протяжении 20 века. Их труды то считались выдающимися среди представителей научного сообщества, то подвергались осмеянию. Однако появление ряда исследований в конце столетия доказало жизнеспособность этой гипотезы. В частности, в научных изысканиях Джорджа Лакоффа, посвященных метафоре в языках народов мира и ее роли в формировании человеческого мышления, используются наработки его предшественников из Йельского университета.

Антропология, археология и этнография

Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.

То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.

Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.

Череп

Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.

Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.

В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.

Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.

Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что… ну, сами понимаете.

Физическая

Ее объект – человек как биологический вид. Специалистов этой сферы называют просто антропологами, не применяя приставки социо-, этно- и прочие.

Они занимаются исследованием физических особенностей людей, которые жили на нашей планете века назад и населяют Землю сейчас. По сути, любой человек может стать объектом изучения для антрополога.

Культурная

Эту ветвь антропологии начали выделять как отдельную специализацию в России только в 1990-е годы. Наука занимается изучением общественных систем, этнических особенностей и культур разных народов. У нее есть свои направления: философское, социальное, политическое.

Социоантропологи изучают:

  • как проявляет себя человек в культуре и обществе;
  • принципы распределения власти в разных обществах;
  • факторы поведения людей, влияющие на экономику, но не учтенные в экономической науке.

В целом, культурная антропология позволяет ученым понять, почему возникают противоречия и споры между разными народами и социальными слоями, как их можно сгладить и какие последствия конфликтов ожидают социум в будущем.

Философская

Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.

Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.

Фото 1

М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.

Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.

М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.

По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.

Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:

  1. биологическое;
  2. культурное;
  3. религиозное.

Биологическое направление

Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.

При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.

Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):

  1. забота о потомстве (детёныше);
  2. восхищение перед жизнью цветущей и отвращение к жизни гибнущей;
  3. самосохранение.

Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».

Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.

Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».

Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».

По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.

В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.

И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).

Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.

Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!

Этнолингвистика

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.

Чем занимается

Устроиться по специальности можно в научно-исследовательских институтах и центрах, лабораториях судебной медицины, учебных заведениях, учреждениях археологического и антропологического профиля.

Профессионалы, которые выбрали культурную антропологию, часто входят в составы комиссий при органах власти, выступают в качестве экспертов и консультантов государственных деятелей при принятии ими политических решений.

Круг обязанностей:

  • изучение социальных, экономических, этнических и политических особенностей определенных рас;
  • запись промежуточных и окончательных результатов исследований;
  • активное участие в поиске новых объектов исследования;
  • консультативная деятельность.

Если специалист занимается преподаванием, он обязан разрабатывать учебные планы, корректировать и создавать обучающие материалы. Также антрополог-преподаватель составляет экзаменационные вопросы для проверки знаний студентов.

Зачем нужен специалист

Антропология представляет собой научную отрасль, изучающую происхождение людей, особенности их развития, биологические закономерности. В этот контекст, входит не только единство человека и природы, но и социально-культурные коммуникации. Дипломированный специалист занимается изучением цивилизации, этнических взаимосвязей, культурных обычаев. Научный сотрудник посещает неизведанные места в мире для проведения раскопок, собирает нужный материал. Если бы не было антропологии, отчасти, не существовало бы истории. В современном мире, благодаря исследователям, человечество узнает о предметах быта, других сфер жизни групп людей, живущих в других веках, появляются новые открытия в древней религии.

Личностные качества

Требования к антропологу варьируются, в зависимости от сферы применения профессиональных знаний. Как правило, у работодателей существует стандартный набор требований:

  • опыт,
  • высшее образование,
  • коммуникативные навыки,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • организованность.

Кроме того, в данной профессии важны такие личностные качества, как:

  • Интерес к изучаемому объекту, любознательность;
  • Наблюдательность и внимание к мельчайшим деталям;
  • Аналитический ум, логическое мышление;
  • Увлеченность науками;
  • Скрупулезность, усидчивость, терпение, интеллектуальный уровень.

Работа антрополога зачастую не ограничивается научной и экспертной деятельностью на кафедре института, в научном центре или лаборатории. Иногда необходимо на месте ознакомиться со средой обитания изучаемого объекта, и специалисту нужно быть готовым к выезду на место находки, жить в местах с некомфортными условиями. Поэтому профессия антрополога больше подходит мужчинам.

Требования

Ученый должен обладать рядом врожденных или приобретенных качеств, помимо желания стать профессиональным антропологом. К ним относят:

  • самостоятельность мышления, умение отстаивать свои идеи, адекватно воспринимать порой незаслуженную критику;
  • умение находить, сопоставлять, систематизировать полученную информацию;
  • коммуникабельность, антрополог должен уметь находить общий язык с разными людьми, располагать их к себе;
  • сенситивность, умение поставить себя на место и обстоятельства жизни другого человека, живущего в исследуемом обществе;
  • терпение, способность регулировать конфликтные ситуации.

Антрополог не должен быть религиозно, этнически нетерпимым. Когда люди не желают, чтобы их снимали на камеру или записывали на диктофон, не стоит этого делать, то же касается и упоминания определенных событий. Существует понятие в антропологии «закрытая информация», что подразумевает неразглашение полученных сведений. Иногда лучше совершенно не упоминать этническую группу опрашиваемых лиц, или осторожно затрагивать в публичном пространстве определенные вопросы. Это связано с возможной агрессией, этнической нестерпимостью, спекулятивными действиями этнических данных в СМИ.

Особенности

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины,  изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это –  направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях  Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог  Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой  – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что  прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Достоинства и недостатки

Профессиональная деятельность антрополога предполагает ряд положительных и отрицательных аспектов.

Плюсы Минусы
Регулярные поездки на места проведения раскопок. Жизнь насыщенная, не приходится сидеть на месте, постоянное пребывание в поиске находок. Специалисты путешествуют по неизведанным уголкам мира. Невысокая заработная плата. Как и любая научная работа, антропология мало оплачивается в странах СНГ. Специалисту приходится регулярно вести преподавательскую, исследовательскую деятельность. Прибавка к заработной плате возможна при написании научных статей. Отдельное вознаграждение можно получить, содействуя криминалистам в анализе костных останков с места преступления.
Широкий круг общения, регулярные новые знакомства. Постоянный контакт, с представителями различных народностей. Расширяется кругозор, появляется колоссальный опыт общения с разными по духу и менталитету людьми. Наличие конкуренции. Стремление совершить открытие присуще практически всем научным деятелям. Специалист постоянно подвергается критике при выдвижении собственных гипотез.
Развивается любовь к людям, жизнелюбие. Проблемы в совмещении научной и семейной области. Регулярные поездки по миру иногда мешают построению близких отношений, воспитанию детей.
Высокий шанс запомниться человечеству, сделав новое открытие в науке.

Где учиться

УчебаЧтобы стать профессиональным антропологом, нужно получить высшее образование. Специалистов готовят на биологических, исторических, социологических, гуманитарных факультетах вузов. Получить образование можно, например, в следующих вузах России:

  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Казанский федеральный университет;
  • Московский государственный университет имени Ломоносова;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет;
  • Вятский государственный гуманитарный университет;
  • Алтайский государственный университет;
  • Омский государственный университет.

Факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге – единственный узкоспециализированный в российских вузах.

Перспективы

Работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в высших учебных заведениях. Активная жизнь в этой профессии невозможна без обмена опытом, в том числе и международным. Поэтому антропологи регулярно выезжают на симпозиумы и конференции, читают лекции в ведущих университетах мира. Представителей русской антропологической школы регулярно приглашают на работу за рубеж. Заработная плата в российских НИИ не высока, от 15–20 тысяч рублей. Несколько спасают положение гранты.

Куда пойти работать

Дипломированный специалист может трудоустроиться в университетах, научных организациях, центрах экспертиз, федеральных агентствах по делам национальностей, различных корпорациях. В высших учебных заведениях, учитывая рост нагрузки на учителей, у них остается мало времени для ведения исследовательских работ. Наиболее оптимальные условия труда в институтах Российской академии наук. Еще антрополог может устроиться в Министерство культуры, где он будет заниматься регулированием национальных отношений в культурно-политической области. В органах исполнительной власти существуют должности, связанные с межнациональными коммуникациями. По причине бесконечных реформ, сокращения финансирований науки, молодым специалистам трудно найти рабочее место с достойной оплатой труда.

Карьерный рост

Развитие специалиста в области антропологии продолжается постоянно. Последипломное обучение позволяет получить научную степень, что сопряжено с повышением оклада. Вершиной карьеры является получение должности научного руководителя или руководителя научно-исследовательского учреждения.

Больше всего перспектив у профессионалов, которые едут работать за границу. Например, в Америке молодой специалист со степенью магистра может получать в год 20–23 тысячи долларов, а в Великобритании – 25–32 тысячи долларов.

В нашей стране эта область науки также развивается. Поэтому есть основания полагать, что совсем скоро антропологи будут получать достойную оплату своей работы.

Источники
  • https://bingoschool.ru/manual/312/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5b3d07a9b4931400a83071b2/chto-takoe-antropologiia-5b3f1f10cf892600a95fe71c
  • https://postupi.online/professiya/antropolog/
  • https://FB.ru/article/68375/sotsialnaya-antropologiya-i-ee-vklad-v-sovremennyiy-multikulturalizm
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/antropologiya-chto-ehto-takoe-filosofskaya-antropologiya.html
  • https://edunews.ru/professii/obzor/nauka/antropolog.html
  • https://grizli.club/medetsina/antropolog-chto-eto-za-professiya-i-kak-im-stat/
  • https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/ANTROPOLOGIYA.html
  • https://o-professii.ru/antropolog-chto-jeto-za-professija-i-kak-im-stat/
  • https://fulledu.ru/articles/1609_antropolog.html
  • https://www.ucheba.ru/for-abiturients/speciality/57633
  • https://MapsRussian.ru/proforientaciya/antropolog-eto.html
[свернуть]
Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *