Чем занимается олигофренопедагог и где можно пройти обучение

История отношения общества к слабоумию

У современной науки нет никаких сведений о том, какое положение занимали аномальные люди в первобытных племенах. Однако доподлинно известен тот факт, что те члены общества, которые были не в состоянии принимать участие в добывании пищи, или гибли сами, или их умерщвляли.

Нельзя назвать гуманным отношение общества к слабоумным не только в древние времена, но и в Средние века. На таких людей смотрели как на лишенных человеческого начала и обреченных, следовательно, не достойных сострадания и помощи. Общество старалось оградить себя от тех, чье поведение в той или иной степени задевало его интересы.

Переломным моментом в отношении к слабоумию явилась Великая французская буржуазная революция (1786-1793 гг.). Это событие стало началом новой исторической вехи в развитии всего общества. Кроме того, эта революция оказала огромнейшее влияние на развитие наук в различных областях знаний. В 1793 г. вышла в свет Декларация прав человека, в которой, как и в некоторых декретах, говорилось о том, что общественную помощь несчастным людям следует считать священным долгом. При этом ее рассматривали не как милостыню или благотворительность, а как обязанность государства.

методы олигофренопедагогики как науки
Во второй половине 19-го века проблема слабоумия приобрела особенно острый характер. Это время характеризуется бурным развитием промышленности, усилением эксплуатации работников и значительным ухудшением их бытовых условий. Все это стало причиной роста количества аномальных детей. Именно поэтому в исследовании слабоумия стали приниматься во внимание аспекты психолого-педагогического и клинического характера. Все работы велись с целью дальнейшей перспективы развития интеллекта слабоумных людей.

Продолжению работ в данном направлении способствовал бурный расцвет естественных наук. Это способствовало появлению в конце 19-го – начале 20-го века двух направлений в понимании сущности и характера слабоумия. Их представители сосредотачивали свои усилия на поисках причин и клиническом изучении патологии, а также на обучении умственно отсталых детей. Так, существенные вклады в развитие олигофренопедагогики внесли такие психиатры, как В. Вейганд, В. П. Сербских, В. И. Яковенко и другие.

Связь с другими науками

Олигофренопедагогика не способна существовать и развиваться без ряда смежных дисциплин, которые условно подразделяются на три блока. Это медицинские науки, психологические, а также педагогические. Каково же значение данных направлений для олигофренопедагогики?

Что касается медицинских наук, то с их помощью ученые, исследующие проблему умственно отсталых детей, способны понять биологические причины патологии и сущность изменений, произошедших в организме больного. В этом блоке находятся: физиология и анатомия, невропатология и нейрофизиология, психиатрия и психопатология, педиатрия и генетика. Данные дисциплины позволяют ученым понять те особенности, которые имеет развитие умственно отсталого ребенка, что позволяет правильно разработать общеобразовательную систему.

С чем еще тесно связана олигофренопедагогика? Психология человека (общая, педагогическая и специальная) - это дисциплина, исследования которой также очень важны для олигофренопедагогики. Они позволяют выявить закономерности, которые имеются у детей с нарушенным интеллектом. Также с их помощью ученые-олигофренопедагоги получают понятие о психических процессах, проходящих у таких больных. Это позволяет научно обосновывать применяемые на практике приемы и методы.

олигофренопедагогика психология
В воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта огромную помощь оказывает педагогика. Данная дисциплина позволяет определить специфику принципов, задач и содержание процесса обучения умственно отсталых школьников. При этом из педагогики заимствуются средства, методы и приемы, позволяющие производить обучение этой категории учеников. В данный блок входят несколько наук. Среди них общая, социальная и специальная педагогика, а также дидактика проведения воспитательной работы.

Чем занимается

Специалист этого профиля оказывает комплексную помощь детям со стойкими нарушениями умственного развития и задержками в умственном развитии:

  • Формирует навыки социального общения, учит правильно себя вести себя в обществе.
  • Организует речевое развитие детей, учит понимать чужую речь и выстраивать связный рассказ.
  • Работает над укреплением памяти, процессов мышления, внимания, способности концентрироваться.
  • Сокращает отставание в развитии, насколько это возможно. Развивает навыки и умения, которые должны быть у ребенка определенного возраста.
  • Помогает развивать мелкую моторику, мимику.
  • Расширяет кругозор ребенка и его словарный запас.
  • Учит формировать причинно-следственные связи.
  • Предлагает упражнения для улучшения ориентации в пространстве и координации.
  • Работает с родителями: консультирует, отвечает на вопросы, дает рекомендации. Особым детям нужно заниматься не только со специалистом в школе или медицинском центре, но и дома — олигофренопедагог помогает родителям понять, как действовать правильно.

Сложность в том, что дети с нарушениями в развитии интеллекта быстро устают, отвлекаются, им сложно надолго сосредоточиться на одном занятии. Специалисты учитывают это при составлении планов занятий: дают ребенку возможность отдохнуть, разбивают материал и упражнения на мелкие блоки, часто меняют форматы в течение каждого урока (физическая активность, чтение, работа с картинками и пр.).

Стадии развития

В развитии данной научной отрасли педагогической науки выделяют три основных стадии.

Первый этап. Возникновение дошкольной педагогики коррекционной ориентации с 1930 по 1978 гг. В этот период произошло первоначальное зарождение исследований в области обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Исследования активно проводились, опыт накапливался, особенности развития детей и возможности их обучения исследовались и расширялись. Постепенно, начала формироваться нормативная база документов, а также проводились методические разработки, выпускалась литература, обучающая коррекционным методикам педагогической деятельности. В данном направлении, проявили себя многие российские ученые – педагоги и психологи. В частности, Выготским Л.С. была предложена теория о культурно-историческом формировании детской психики. В ней было дано аргументированное подтверждения развития психических процессов не только под влиянием биологического фактора, но и социальной среды. Выготский утверждал, что развитию психических процессов во многом способствует общественное окружение, среда обитания личности. Таким образом, было выявлено, что познавательные возможности раскрываются при усвоении социального опыта, взаимодействии ребенка с социальной средой. Поэтому, ребенка необходимо развивать и воспитывать в обществе, независимо от его интеллектуальных способностей, заложенных природой. Так, методология дошкольной педагогики была углублена новыми приемами и средствами обучения детей, имеющих отклонения в развитии. Эта теория была развита дальше многими советскими исследователями. Было доказано, что обучение способствует умственному развитию ребенка и раскрытию его творческого потенциала. Позже, после формирования концепции развивающего обучения, его положения активно применялись в коррекционной педагогике.

Второй этап. Стадия углубления и расширения содержания коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Она приходится на период с 1978 по 1992 года. В это время, происходит активный поиск новых методов и технологий в воспитании и обучении умственно отсталых детей. Активное развитие получило использование деятельностного подхода к развитию личности ребенка с олигофренией.

Третий этап. Своевременное выявление олигофрении и ее незамедлительная коррекция. Этот этап начался с принятием новой системы образования в 1992 году и продолжается в настоящее время. На сегодняшний день, приоритетным направлением развития олигофренопедагогики является ее упор на раннее выявление умственных отклонений у ребенка. Для этого предполагается организовывать систему взаимодействия родителей со специалистами, применение родителями определенных методик воспитания и обучения детей. Сейчас создается большое количество учреждений коррекционной направленности, где обучаются дети с умственными отклонениями.

Направления коррекционной деятельности

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Особенности

Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.

Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.

Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде  видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.

Работает педагог не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Личные качества

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Приобретаемые навыки и знания

Слушатели изучают следующие темы:

  • принципы специального обучения;
  • основы поликультурного образования;
  • методы обследования детей раннего возраста;
  • тенденции развития дошкольного образования;
  • основы олигофренопедагогики и олигофренопсихологии;
  • принципы воспитания учеников с интеллектуальными нарушениями;
  • содержание воспитательной деятельности в пределах требований ФГОС;
  • клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Что надо знать

Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Специфика работы

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Олигофренопедагог – специфика работыКоррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Как выучиться

Чтобы стать олигофренопедагогом, можно пройти стандартное обучение в педагогическом высшем учебном заведении или колледже по направлению подготовки «Дефектология». Однако если уже было получено педагогическое или психологическое образование, то оптимальным решением станет пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки.

Так академия СНТА предлагает пройти обучение по олигофренопедагогике посредством образовательных технологий. Учебный план разработан на основе обучающих программ для сотрудников школ и центров образования детей с ограниченными возможностями. Слушатели могут записаться на курс, предоставив диплом о педагогическом образовании и документацию, удостоверяющую личность.

Где учатся

Стать олигофренопедагогом можно выучившись в вузе на отделении дефектологии. Дефектологи работают с детьми, имеющими разные нарушения развития:

  • Сурдопедагоги — с глухими или с ослабленным слухом.
  • Тифлопедагоги — со слепыми или имеющими частичные нарушения зрения.
  • Олигофренопедагоги — с умственной отсталостью, задержкой развития психики, аутизмом, ДЦП и состояниями, при которых сочетаются сразу несколько дефектов.
  • Логопеды-дефектологи — работают со всем комплексом речевых проблем.

Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.

Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:

  • Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
  • Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
  • Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.

Учебные заведения

Можно потратить несколько лет на классическое обучение в вузе или колледже. Но если у вас уже есть психологическое или педагогическое образование, более удачным решением будут курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по специальности «олигофренопедагогика» . В программы включены только профильные дисциплины — благодаря этому даже освоение новой профессии занимает всего 3 месяца.

В списке есть не только общие, но и узкоспециализированные программы. В частности, в АНО «НИИДПО» можно пройти курсы повышения квалификации, чтобы преподавать детям с нарушениями интеллекта отдельные дисциплины: родной язык и речевую практику, математику, естествознание и окружающий мир, человек и общество. Обучение особых детей по этим дисциплинам серьезно отличается от образования по классической школьной программе. Например, ребенку с замедленным умственным развитием не нужно глубоко знать математику — но он должен уметь считать предметы и деньги, чтобы правильно действовать в реальных бытовых ситуациях.

Если у вас возникнут сложности с выбором программы, напишите нам или оставьте заявку на сайте — специалист приемной комиссии позвонит вам, уточнит все детали и поможет подобрать курс.

Московский институт психоанализа

  • психология;
  • специальное (дефектологическое) образование;
  • психолого-педагогическое образование и еще 2 направления

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020: от 59.3 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2019: от 35 бал.платно

Бюджетных мест 2020: 38 мест бюджет

Платных мест 2020: 1 165 место платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году: от 59.3

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году: от 35

Количество бюджетных мест в 2020 году: 38

Количество платных мест в 2020 году: 1 165

Томский государственный педагогический университет

  • педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
  • психолого-педагогическое образование;
  • специальное (дефектологическое) образование и еще 8 направлений

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020: от 51.3 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2020: от 38 бал.платно

Бюджетных мест 2020: 592 места бюджет

Платных мест 2020: 2 032 места платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году: от 51.3

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2020 году: от 38

Количество бюджетных мест в 2020 году: 592

Количество платных мест в 2020 году: 2 032

Северо-Кавказский федеральный университет

  • юриспруденция;
  • дизайн;
  • специальное (дефектологическое) образование и еще 62 направления

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020: от 40.7 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2019: от 36.7 бал.платно

Бюджетных мест 2020: 1 348 место бюджет

Платных мест 2020: 2 855 места платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году: от 40.7

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году: от 36.7

Количество бюджетных мест в 2020 году: 1 348

Количество платных мест в 2020 году: 2 855

Московский городской педагогический университет

  • педагогическое образование;
  • педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);
  • специальное (дефектологическое) образование и еще 22 направления

Ср. балл ЕГЭ бюджет 2020: от 69.5 бал.бюджет

Ср. балл ЕГЭ платно 2019: от 48.3 бал.платно

Бюджетных мест 2020: 1 270 место бюджет

Платных мест 2020: 8 400 мест платно

Средний балл ЕГЭ на бюджет в 2020 году: от 69.5

Средний балл ЕГЭ на платные места в 2019 году от: 48.3

Количество бюджетных мест в 2020 году: 1 270

Количество платных мест в 2020 году: 8 400

Выдаваемый документ

По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке уставленного образца, который высылается Почтой России (доставка бесплатно).

Чем занимается олигофренопедагог и где можно пройти обучение
Чем занимается олигофренопедагог и где можно пройти обучение

Где работают и сколько получают

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40 тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

Будущее выпускников

Работа в качестве специального педагога-психолога в коррекционных, вспомогательных, компенсаторных учебных организациях, в других профильных учреждениях для умственно отсталых, в психологических и медико-психологических консультациях, в составе психолого-педагогических комиссий, в центрах адаптации и реабилитации. Работа не из лёгких, но если вы готовы к ней, то можете рассчитывать на колоссальное моральное удовлетворение и достойное материальное вознаграждение.

Вы сможете работать

  • Педагогом-дефектологом (олигофренопедагогом) в бюджетных образовательных организациях.
  • Воспитателем или педагогом в организациях для обучения детей и подростков с отставанием в умственном развитии.

Как повысить квалификацию

Чтобы профессионально расти и развиваться, олигофренопедагог может:

  • читать отраслевую литературу и периодические издания;
  • участвовать в профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях и т. д.;
  • делиться опытом с коллегами на отраслевых ресурсах и т. д.

Но самостоятельное получение знаний трудозатратно и не подтверждается документами, без которых не получится устроиться на работу, пройти аттестацию. А дистанционные* курсы повышения квалификации дают актуальную и полную информацию по интересующей специалиста теме, позволяют получить официальное удостоверение.

В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» вы можете дистанционно* пройти обучение на программах по отдельным методикам и технологиям деятельности педагога-дефектолога, работе с детьми с различными отклонениями в развитии и т.д.

Источники
  • https://FB.ru/article/265866/oligofrenopedagogika---chto-eto-takoe-nauka-spetsialnost
  • https://niidpo.ru/news/492
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/oligofrenopedagogika/
  • http://karkusha.su/oligofrenopedagog-osobennosti-rabotyi-s-detmi/
  • https://www.profguide.io/professions/Oligofrenopedagog.html
  • http://obrazovanie66.ru/prof/oligofrenopedagog/
  • https://nastobr.com/balashiha/uslugi/professionalnaya-perepodgotovka/pedagogicheskaya-deyatelnost/pedagogicheskoe-obrazovanie-oligofrenopedagogika-i-oligofrenopsikhologiya-obuchenie-i-razvitie-detey/
  • https://atmosferika.ru/uncategorized/oligofrenopedagog-specifika-raboty/
  • https://www.snta.ru/press-center/kak-stat-oligofrenopedagogom/
  • https://postupi.online/professiya/oligofrenopedagog/vuzi/
  • https://kursy.org/course/181.html
  • https://adpo.edu.ru/news/658
  • https://mgaps.ru/program/93
  • https://vgaps.ru/seminar/5327
[свернуть]
Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *