Путь в киберспорт: как стать киберспортсменом
Содержание
- 1 Определение
- 2 История и развитие
- 3 Кто такой
- 4 Профессия
- 5 Специализация
- 6 Чем профессиональный отличается от обычного?
- 7 Игры
- 8 Это точно вам нужно?
- 9 Аудитория
- 10 Преимущества
- 11 Отрицательные стороны
- 12 Как стать
- 13 Как правильно тренироваться
- 14 Можно ли совмещать с учебой?
- 15 Сколько зарабатывают
- 16 Талант или призвание
Определение
Киберспортсмен – это человек, который принимает участие в официальных киберспортивных сорей из организаций или являться самостоятельным игроком, получая зарплату и деньги со спонсорских контрактов.
История и развитие
«Киберспорт – это профессия или развлечение?» – вот вопрос, которым задаются тысячи людей. Многим сложно понять, как щелканье клавиатурой и мышкой смогло стать прибыльным занятием и получило статус спортивной дисциплины.
Взглянем на историю развития киберспорта – это поможет понять путь его становления.
- Первый киберспортивный турнир – его прародитель – состоялся аж в 1972 году. 24 студента Стэнфордского университета соревновались в игре Spacewar. Одновременно играют два человека – выигрывает тот, кто собьет космический корабль противника. Победитель получил подписку на журнал Rolling Stone!
- Рост и расширение индустрии компьютерных игр пришелся на 1990-е годы – тогда постоянно проводились небольшие локальные турниры и соревнования, подобные самому первому событию в мире киберспорта;
- Восемь лет спустя (в 1998 году) разработчик Atari провел следующее крупное киберсобытие – соревнование по Space Invaders, участие в котором приняли несколько тысяч человек;
- Первый массовый турнир «Red Annihilation» был проведен в 1997 году – его организовал Эйнджел Муньен, игроки сражались в Quake. Он проходил в несколько этапов – сначала 2000 американских игроков соревновались в формате онлайн, а уже потом 16 финалистов прибыли в Антланту, на выставку Electronic Entertainment Expo. Впервые трансляция активно велась в интернете, победитель получил Ferrari 328 GTS – им стал Деннис Фонг;
- Именно после первого турнира Муньезом была создана первая профессиональная лига киберспорта Cyberathlete Professional League (CPL).
В двухтысячных началось становление интернета – тогда свет увидели такие известные продукты, как Старкрафт или Контрстрайк. Открылась следующая страница:
- В 2000 году стартовал турнир World Cyber Games – первый призовой фонд составил 600 тысяч долларов, а спонсором выступил Самсунг;
- В 2002 году была создана Major League Gaming (MLG), одна из самых успешных киберлиг;
- В 2003 году в Южной Корее возникли две профессиональные лиги, OnGameNet StarLeague и MBC Game StarLeague, состязания в которых транслировались по двум исключительно игровым телевизионным каналам;
- Тогда же во Франции был запущен конкурент WCG, Electronic Sport World Cup — международный чемпионат, имеющий в спонсорах Intel и NVIDIA.
Постепенно количество лиг росло, появлялись новые турниры – расширялся и призовой фонд. Все это неотрывно связано с улучшением качества компьютеров и появлением новых популярных игр.
Вы сможете однозначно ответить на вопрос: «Киберспорт – это профессия или хобби?», если узнаете, сколько тренируются участники команд. Нужно отточить реакции, изучить каждую мелочь, каждую деталь карты и суметь войти в полное взаимодействие с другими пользователями. Профессиональные игроки проводят за компьютером по 8-12 часов в день, у них есть тренеры – специалисты, вырабатывающие стратегии и тренирующие дисциплину и реакцию. Неудивительно, что спортсмены зарабатывают достойно, ведь киберспорт – это сложный процесс! О цифрах поговорим позже, пока мы обсудим, какие именно игры становятся предметом битвы.
Кто такой
Киберспортсмен — компьютерный игрок, который участвует в турнирах и соревнованиях, и получает деньги за успешные выступления. Профессиональные игроки выбирают одну из виртуальных дисциплин и оттачивают навыки, скорость и мастерство в конкретной сфере. Выступать в команде или индивидуально — это решает спортсмен.
Возраст киберспортсмена находится в диапазоне 18-29 лет. Многие начинают карьеру на полупрофессиональных площадках уже в 13-14 лет. Составы команд часто меняются. Если контракт позволяет, то игрок может свободно переходить в другую сборную.
Каждый опытный про-геймер (Pro-gamers) имеет индивидуальный рейтинг. Он складывается из общей суммы, которую заработал игрок за свои выступления.
Профессия
Профессии, связанные с киберспортом, — тренд сегодняшнего времени. Их представители — это не только спортсмены, но и организаторы игровых состязаний, и журналисты или комментаторы. Направление интересно тем, что предполагает знание как гуманитарных, так и естественных наук, и изучение многих технических аспектов напрямую от тех, кто уже развивает сферу.
Что включает профессия:
- планирование (мероприятий и событий разного масштаба);
- умение выстраивать игровые стратегии;
- понимание правил конкретного проекта;
- отслеживание новых технологий в области компьютерного спорта;
- продвижение спортивных турниров и проектов;
- деловые коммуникации;
- знания спортивного права;
- владение навыками управления IT-проектами и многое другое.
Специализация
На данный момент нет официальной профессии «киберспортсмен». Нет никаких образовательных учреждений, в которых делался бы уклон на подготовку киберспортсменов.
Единственное исключение – частные школы киберспорта, но там помогают развить только навыки в определенной игре, не давая общего образования.
Чем профессиональный отличается от обычного?
VP.Paranoia: «Во-первых, разница заключается в том, сколько времени нужно уделять игре. Обычный геймер проводит там от 4 до 7 часов в сутки, а профессиональный — от 10 до 16 часов. Во-вторых, дело в подходе. Профессиональный игрок чаще тренируется и больше думает во время матча, а обычные геймеры просто получают удовольствие».
Ufenok77: «Для киберфутболиста FIFA стоит на первом месте. У него выше скорость принятия решений, поэтому он гораздо быстрее в игре. Эта разница заложена либо на каком-то генетическом уровне (когда у человека талант), либо она появилась, когда он стал уделять игре гораздо больше времени и сумел натаскать себя в играх с более сильными соперниками. Но я все равно считаю, что без таланта шансов пробиться в топ нет».
VP.DrHippi: «Для киберспортсмена игра — не хобби, а полноценная работа, к которой нужно относиться очень ответственно. Он не может просто играть в своё удовольствие. С каждым годом призовые на турнирах становятся все больше, поэтому тут нет места для веселья».
Gambit.HObbit: «Я думаю, разница заключается в том, что профессионал играет не только в удовольствие, а трудится и постоянно работает над собой. Он жертвует временем и многими вещами для того, чтобы достичь результата».
VP.No[o]ne: «Когда ты просто играешь — ты играешь ради развлечения и удовольствия, а в киберспорте игра становится для тебя работой, и ты отдаешь себя ей полностью».
M19.Likkrit: «Все просто: профессиональный киберспортсмен получает деньги за игру и играет на больших / средних турнирах».
Игры
На матчах играют во все игры. Однако чаще всего предпочтения отдают тем, в которых требуется проявление каких-либо навыков (быстрой реакции, применения определенной тактики, командной работы, стратегического мышления). Поэтому чаще всего соревнуются в шутерах и стратегиях. Ниже приведен топ наиболее популярных в сфере киберспорта в 2019 году у спортсменов тайтлов.
CS GO (Countre Strike Global Affwncive, КС ГО)
Проверенный временем шутер от первого лица, основной акцент в котором сделан на командную работу, быструю реакцию и точную игру. Несмотря на то, что некоторые механики в нем на сегодняшний день уже устарели (например, большая часть оружия не позволяет полноценно прицелится), он все еще имеет широкую популярность.
DOTA 2 (ДОТА 2)
MOBA стратегия в реальном времени в фэнтезийном антураже. Ее отличительная особенность – необходимость слаженного командного взаимодействия и стратегического мышления.
Players Unknowns Battlegrounds (также известна как PUBG, ПУБГ или ПАБГ)
Относительно недавно вышедшая корейская игра в жанре баттлрояль (королевская битва, то есть сражение всех против всех или нескольких команд друг против друга на выживание). Требует применения тактики, просчитывания своих действий на несколько шагов вперед, быстрой реакции, а при командной игре – хорошего взаимодействия членов команды.
League of Legends
Лига Легенд несколько схожа с Дота 2. Встречаются две команды по 5 игроков, сражаются в фантазийном мире. Задача – защитить свой нексус (главное строение), но и разрушить вражеский. В игре есть неигровые персонажи, убийство которых приносит дополнительные очки команде. Попасть в команду можно только по приглашению призывателя, который выбирает два главных заклинания и имеет возможность контролировать одного из игроков.
Overwatch
В отличие от Dota 2 и League of Legends в Overwatch играют команды по 6 игроков. Задача на полученной ни пике карты достичь за определенное время цель.
В игре очень важна командная игра и понимание между геймерами.
Rainbow Six Seige
Игра в стиле MOBA ведется от первого лица, когда каждый персонаж наделен своими характеристиками и имеет собственный ранг.
Играют 2 команды по 5 человек на выданной в начале игры карте. Пространство ограничено, время тоже отведено небольшое. Геймеры должны не только сразиться, но и построить оборонительные сооружения.
Heroes of the Storm
«Герои бури». Участвуют две команды по 5 игроков. Цель игры — разрушить цитадель противника. Каждый игрок управляет одним героем.
Clash Royale
Стратегическая игра для мобильных устройств с элементами коллекционной карточной игры. Процесс игры строится на битвах. Каждый участник должен с помощью войск атаковать башни противника и защищать свои. У каждого игрока две башни с принцессами и одна башня с королем. При победе в режиме один на один участник получает трофеи, по количеству которых составляется рейтинг игроков. Чем больше трофеев, тем выше позиция в рейтинге.
Соревнования по данным дисциплинам проходят в России и за рубежом. Лучше выбирать игру, в которой достигали больших успехов, а не ту, что больше нравится. Тогда увеличиваются шансы достичь более высоких результатов.
FIFA 20
Компьютерная игра из серии FIFA в жанре футбольного симулятора, разработанная компаниями EA Vancouver и EA Romania под издательством Electronic Arts.
Это точно вам нужно?
Если принимая решение, вы думаете что надо только постоянно играть, гуглите фразы типа «сколько времени нужно чтобы стать профи киберспортсменом» и смотрите Twitch-каналы – вы всё делаете неправильно. Так вы зря теряете время и никогда ничего не добьётесь.
Вначале постарайтесь посчитать свои деньги, которые вы потратите на улучшение своего компьютера, сумму, которую вы сможете заработать за год и сумму, которую вы могли бы заработать за тот же год, если бы устроились работать по вечерам.
Проще всего посчитать первый пункт: мощный ПК – от 60 000 рублей, без учёта стула и стола, широкоформатного монитора, гарнитуры и лицензионных ключей. Полный фарш сейчас выйдет в районе 100-150 тысяч рублей, плюс добавьте безлимитный интернет стоимостью от 500 до 1000 рублей в месяц. Если ваши родители готовы это оплачивать и вас поддерживать – почти profit.
Второй пункт – потенциальный заработок. Возьмём такую ситуацию: вы в течение 1 года жили в CS:GO по 10-12 часов в сутки, попали в команду со спонсором и вам нереально повезло попасть на FACEIT Major – London 2018 в призы. Команда ваша занимает последнее 16 место и получает 8 750 долларов. Даже если, для простоты, поделить эту сумму только на игроков (а есть ведь ещё тренер, менеджер, руководство и т. д.) выручка составит по 1 750 долларов на каждого.
Много это или мало? Это в среднем 146 долларов или 9 928 рублей в месяц. Так себе прибыль на самом деле, ведь чтобы зарабатывать больше, надо участвовать во всех турнирах и постоянно побеждать.
Если не будете побеждать, то и прибыли не будет. 146 долларов в месяц – это совсем немного, но большинство полупрофессиональных игроков не зарабатывает и этих денег. И это ещё должно повезти с командой и спонсором – это очень важно. А ведь эти 10-15 часов, потраченные на игру, можно было бы потратить лучше и заработать больше. Только почему-то никто об этом не задумывается – играть-то легче, и делать ничего не надо.
Да, у игрока может быть контракт, то есть фиксированная ежемесячная зарплата, но тут всё очень индивидуально и опять же зависит от уровня организации и её спонсоров. Обычно же спонсор оплачивает перелёт, проживание и какие-то сопутствующие турниру траты, а взамен команда рекламирует сам бренд на одежде и/или, например, прописывая его название в нике.
А победила на FACEIT Major – London 2018 команда Astralis, игроки которой, опять же возьмём грубо, получили по 100 000 долларов каждый. И это уже совсем другие деньги, о которых мечтают все те, кто мечтает стать звездой киберспорта. Но это получается у одного человека из нескольких миллионов – вот такая конкуренция.
Отдельно отметим пример профессионального игрока в Dota 2 в составе победителей The International 2018 – Topson (Топиас Таавитсайнен). Этот парень не был известен до The International 2018 от слова совсем, пока его перед турниром не пригласил в команду n0tail (Йохан Сундштайн) – капитан OG. Почему он его пригласил? Потому что Topson днём и ночью играл паблики, и делал это, по-видимому, хорошо. В итоге OG выиграли турнир и заработали на команду 11 234 158$. Как думаете, сколько денег получил Topson (на фото лицом к нам второй после JerAx (Ессе Вайникка))? Очень и очень много – это история про то, как вчера ты играешь паблик, а сегодня выигрываешь The International и становишься миллионером.
Если же вы хотите стать pro-игроком не ради денег и карьеры, а ради чего-то другого, непонятно чего, выкиньте эту дурь из головы. Так у вас не будет достаточной мотивации, вы просто будете тратить время на игру и в конечном счёте останетесь у разбитого корыта.
Аудитория
Помимо перемен в технологиях, меняется и портрет геймера в целом.
Если раньше геймером считался только парень — подросток, то сегодня 45 процентов американских геймеров — женщины. А средний возраст игрока составляет 34 года.
К 2021 году Миллениалы (поколение людей, родившихся в 1982-2004 гг. (в России – 1985-2003 гг.)). достигнут своего пика покупательской способности и станут основной частью геймеров.
К 2021 году Newzoo прогнозирует, что ежегодные темпы роста составят примерно 14%. Они также предрекают, что число случайных зрителей вырастет до 307 миллионов, 250 миллионов энтузиастов киберспорта, что делает общую аудиторию – 557 миллионов.
Преимущества
Для занятий этим видом спорта не нужны спортивные площадки. Не нужно рабочее место в офисе, с начальниками, дедлайнами, часами прихода и ухода.
Киберспортсмен оборудует свое рабочее место дома и выстраивает свой график сам. Играя в любимые игры, он находит друзей в разных странах мира и зарабатывает деньги на своих победах.
Киберспорт – это возможность реализовать свою мечту. Для человека, которого в детстве пилили: «Сколько можно играть?» «Я выкину твою приставку!» очень важно доказать окружающим: компьютерная игра – это серьезное дело, а хобби приносит международное признание, когда есть инициатива и воля к победе.
Отрицательные стороны
1. Потеря огромного количества времени на игру.
Чтобы достичь приличного результата, нужно много играть и тренироваться. Нужно поддерживать связь с другими игроками и фанатами. Вести активную социальную жизнь, чтобы быть замеченным. Киберспорт может постепенно занять всю жизнь игрока.
2. Серьезные траты на регулярный апгрейд компьютера.
Мощный комп, актуальная видеокарта, жесткий диск, эргономичная мышь… Перечислять можно бесконечно. Кроме того, нужны качественные наушники, микрофон. Одним словом, всегда найдется на что потратить свои кровные.
3. Поездки на соревнования требуют финансовых и временных вложений.
В определенный момент, возникнет потребность поехать на лан-соревнования, проходящие по всему миру. Это требует временных затрат, собранности и умения сконцентрироваться в сложной обстановке. Потратив большую сумму, силы и время, нет гарантии выигрыша.
4. Угроза здоровью и хорошему самочувствию.
Геймеры много часов в день ежедневно проводят в сидячем положении. Их глаза напрягаются, а мышцы тела атрофируются.
Цитата министра спорта РФ В. Мутко: «Чтобы исключить гиподинамию, киберспортсменов нужно обязать сдавать нормы ГТО».
5. Допинг.
Некоторые спортсмены утверждают, что сохранять бодрость и энергичность им помогают специальные лекарственные препараты. Регулярно появляются слухи об употреблении веществ на лан-соревнованиях. Единого мнения по этому поводу нет – находятся как противники, так и сторонники.
Минусы
Как и любой другой спорт, киберспорт требует от игроков жертв. Прежде чем добиться приличных результатов, игрок должен много времени посвятить игре. Кроме того, приходится немало денег тратить на оборудование: компьютер достаточной мощности с хорошей видеокартой, хороший монитор, мышку, микрофон, наушники и т.д. Деньги требуются и для поездок на лан-соревнования, которые проводятся по всему миру.
И ещё один минус карьеры киберспортсмена – хроническая гиподинамия. Правда, как уверяют сами профессионалы, многие из них увлекаются активными видами спорта. Хроническое сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвященное движению, можно считать частью спортивной дисциплины игрока.
Как и в любом другом спорте, спортсмен рано или поздно, решает завершить карьеру. Однако привычка к игре может воплотиться в другой форме. Примечательно, что многие киберигроки, оставив виртуальные игры, переключаются на игральные карты. В частности, среди игроков в покер (а он считается очень азартной и интеллектуальной игрой), можно встретить немало бывших кибер-спортсменов.
Как стать
Чтобы стать профессиональным киберспортсменом нужно играть, играть и еще раз играть. Помимо этого, есть ряд рекомендаций начинающим игрокам.
- Хорошая техника. Мощный компьютер, отличный монитор, клавиатура, удобная мышь, наушники, рабочий стол, кресло, освещение, посторонние шумы. Важно все. От этого зависит ваше внимание и концентрация.
- Тренируйтесь и анализируйте игры. Ваши игры должны быть не просто играми, а занятиями с последующим разбором ваших игр, анализом ошибок и постановкой задач на будущие баттлы.
- Регулярно занимайтесь. Не обязательно каждый день играть, но обязательно держать ритм и заниматься несколько раз в неделю. Дисциплина и спорт — это практически синонимы.
- Изучайте игры других спортсменов. Особенно признанных профессионалов. Что и как они делают, зачем, как взаимодействуют с командой. Изучайте их стратегии и старайтесь повторить в своих играх.
- Следите за здоровьем и отдыхайте. Компьютерные увлечения связаны с сидячим образом жизни, поэтому важно не только гробить свое здоровье и убивать позвоночник, но и восстанавливаться. Активный спорт, двигательное разнообразие, развлечения на природе очень хорошо дополнят вашу жизнь.
- Будьте в тусовке. Помимо трепа и эмоциональной поддержки, вы можете обмениваться опытом с другими киберспортсменами.
- Не покидайте реальную жизнь. Друзья, семья, работа (пока вы еще не начнете зарабатывать играми) — это ваш баланс. Не обменивайте реальную жизнь на виртуальную. А то вдруг у вас не получится с киберспортом, и вы вообще останетесь ни с чем.
Как правильно тренироваться
Эту часть руководства для новичков просто необходимо вынести в отдельный раздел, ведь именно неправильный подход к тренировкам похоронил потенциал множества мечтавших стать киберспортсменами молодых людей. У них было все – увлеченность игрой, куча свободного времени и амбиции, но из-за ошибочного подхода раскрыться так и не удалось. Многие ошибочно считают себя посредственными игроками, хотя все что им нужно для успеха – немного изменить свое восприятие игры.
Самая распространенная ошибка – когда человек считает, что большое количество проведенного в игре времени автоматически сделает из него профессионала. В действительности геймер вполне может посвятить тысячи часов конкретной дисциплине, при этом ни на шаг не приблизившись к поставленной цели – повышению уровня своих навыков. Все дело в том, что в публичных матчах с простыми обывателями, многие из которых просто играют ради удовольствия и никаких особых результатов добиться даже и не пытаются, особого роста банально не добиться – человек в такой компании начинает воспринимать игру совершенно иначе, а популярные ошибки для него становятся нормой. Развития не происходит.
Совсем другое дело, когда человек не только играет в любимую игру, но и уделяет много времени отработке навыков, созданию новых стратегий и копированию чужих удачных решений. Последнее особенно актуально, так как в киберспорте есть такое понятие, как “мета”. Профессиональные игроки после каждого обновления находят наиболее сильные комбинации персонажей, сборки артефактов, тактики и тому подобное – остальным нужно только уловить тенденцию и позаимствовать удачные решения. Поэтому в дополнение к тренировкам рекомендуется смотреть стримы лучших киберспортсменов, читать написанные игроками более высокого уровня руководства. А если время останется, можно и запись своей игры глянуть – обычно повторный просмотр позволяет выявить свои ошибки, которые в бою были упущены.
Еще одно важное правило эффективных тренировок – не нужно пытаться стать многофункциональным специалистом, профессионалом во всех областях. Конечно, если посмотреть на опытных киберспортсменов, у вас может сложиться впечатление об их уникальных способностях, проявляющихся во всех игровых аспектах. Но это далеко не всегда соответствует действительности. У каждого про-геймера существует определенный набор ролей и персонажей, которые он отыгрывает на соревнованиях. К примеру, в Dota 2 у каждого спортсмена есть конкретная роль – мидер, керри, оффлейнер, саппорт 4 или 5 позиции. А так как количество героев в игре исчисляется десятками, у каждого человека обычно есть не более 4-5 вариантов, играя на которых он может показать максимальную производительность. Это становится возможным благодаря сотням и тысячам часов тренировок. С другими соревновательными дисциплинами, будь то Overwatch, Hearthstone и им подобные, такая же ситуация.
Можно ли совмещать с учебой?
VP.Paranoia: «Поначалу было сложно, но потом я договорился с преподавателями и сейчас просто сдаю все предметы по возможности. Обычно это происходит во время сессии. Я сейчас заканчиваю пятый курс и сдаю диплом, так что скоро эта проблема полностью исчезнет».
Ufenok77: «Учебу на очном и киберспорт на топовом уровне совместить можно, но что подразумевается под совмещением? Если просто получить диплом в каком-то ВУЗе, прогуливая больше половины занятий — это одно. Если действительно учиться и не прогуливать, то быть профессиональным игроком на топовом уровне нереально. Ты не можешь учиться в сильном ВУЗе и показывать крутые результаты в игре. Ты будешь тратить силы 50/50, но чтобы достигнуть успеха, ты должен отдавать себя на все 100. К сожалению, по этой причине я бросил ВУЗ еще на 1 курсе. Кстати, заочное обучение никто не отменял».
VP.DrHippi: «Я пришел в киберспорт, когда мне оставалось доучиться до бакалавра 2 месяца. Так что да, мне удалось все совместить».
Gambit.HObbit: «Всегда нужно жертвовать чем-то ради успеха, поэтому я приостановил учебу на пару лет. Будет время — обязательно доучусь, ведь осталось всего полгода. В принципе, совмещать учебу и киберспорт реально. Но из-за того, что в Казахстане большой пинг, мне пришлось переехать в Киев, и я пошел на этот шаг ради мечты».
VP.No[o]ne: «Для меня это было очень легко. Я поступил в универ, походил первые две недели и уехал на буткемп с Vega Squadron , после чего поехал в США и выиграл тот самый ESL One New York 2015. Когда я приехал, то понял, что лучше уйти из ВУЗа, ибо мне опять надо было ехать за визой, а потом во Франкфурт, на The Frankfurt Major 2015. Как-то так сложились мои отношения с универом».
Сколько зарабатывают
Как видите, все заработки профессиональных компьютерных игроков — это кусочки призовых фондов турниров. На крупные соревнования приезжают самые сильные и именитые команды, в мелких чемпионатах участвуют игроки слабее. Возможностей хватает всем. Все остальное зависит от личного мастерства игроков.
Талант или призвание
Разумеется, не все те, кто хотели стать киберспортсменами, сделали это. Вообще многие полагают, что к данному занятию должна лежать душа. И у человека от рождения обязан быть талант в этой области.
Как можно стать киберспортсменом? Подумайте, так ли вам нужно это. Может, у вас просто не хватает физического или психического здоровья. Киберспорт - занятие, которое требует определенных навыков, несмотря на то, что все соревнования проходят перед компьютерами и за столами. Порой такие турниры куда более выматывающие, чем реальные олимпиады.
Если чувствуете сомнения, то лучше будет отказаться от затеи разобраться, как стать киберспортсменом. Ни к чему выматывать себя и подставлять ваших товарищей. Займитесь тем, что вам по душе больше всего. Помните, что хороший игрок, профессионал своего дела - это прежде всего талант, данный от природы. Развить его самостоятельно можно, но сделать это крайне трудно. Да и многие просто считают все мучения неоправданными, игрой в одни ворота.
- https://znaki.fm/esports
- https://twitchgid.ru/kibersport-chto-eto-takoe/
- https://rebenokvsporte.ru/kak-popast-v-kibersport-rukovodstvo-dlya-novichka/
- https://synergy.ru/about/education_articles/speczialnosti/obuchenie_v_sfere_kibersporta
- https://www.CyberSport.ru/other/articles/kak-stat-kibersportsmenom-devyat-samykh-vazhnykh-voprosov
- https://geekplus.ru/chto-takoe-kibersport/
- https://CQ.ru/articles/esports/cto-znacit-kibersport-kak-stat-professionalnym-geimerom
- https://gamebizclub.com/interesno-pochitat/kak-stat-kibersportsmenom/
- https://imgame.kz/spets/chto-takoe-kibersport/
- https://fulledu.ru/articles/1312_kibersportsmen.html
- https://grizli.club/professii/it/chto-takoe-kibersport-chem-polezen-i-kak-tuda-popast/
- https://www.profguide.io/professions/Kibersportsmen.html
- https://enjoy-job.ru/professions/kibersportsmen/
- https://CoreMission.net/games-review/put-v-kibersport/
- https://zen.yandex.ru/media/id/5e75afabf702ae63facf13b8/kak-stat-kibersportsmenom10-shagov-k-uspehu-5e783a5f6b1d4b3bcf1cedbe