Профессия кондуктор (контролер): где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Содержание
- 1 Краткое описание
- 2 Друг пассажира
- 3 Требования к физическому состоянию
- 4 Важные личные качества
- 5 Кто может работать
- 6 Профессиональные знания
- 7 Особенности профессии
- 8 Обязанности
- 9 Необходимые требования
- 10 Требования к сотруднику
- 11 Должностные обязанности
- 12 Права и обязанности
- 13 Особенности обучения
- 14 Определение
- 15 Преимущества
- 16 Недостатки
- 17 Каким личностными качествами должен обладать
- 18 Где можно получить профессию
- 19 Уровень заработной платы
- 20 Карьерный рост
- 21 Место работы
- 22 Премии
Краткое описание
Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.
Плюсы
- Стабильная работа и заработная плата.
- Возможность общаться с разными людьми.
- Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.
Минусы
- Не очень высокий уровень дохода.
- Физические нагрузки.
- Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.
Друг пассажира
Кто такой кондуктор? Лучший друг пассажира. В городском транспорте может случиться всякое. Известны случаи, когда у людей начинался сердечный приступ или роды, люди ломали руки или ноги, начинали выяснять отношения при помощи кулаков.
Водитель не может отвлекаться на шум в салоне, поэтому миссия сохранения нормальной атмосферы полностью возложена на того, кто продает билеты. Должностные обязанности четко указывают, что кондуктор троллейбуса или трамвая, автобуса обязан знать:
- правила оказания доврачебной помощи и уметь использовать эти знания на практике;
- правила безопасной перевозки пассажиров, эксплуатации троллейбуса;
- грамотно действовать в экстренной ситуации.
Бывалые же специалисты говорят о том, что кондуктор троллейбуса, равно как и любого другого транспорта, должен быть отличным психологом. Кто чаще других пользуется городскими троллейбусами? Невыспавшиеся рабочие, рано утром стремящиеся попасть на заводы. Уставшие и раздраженные служащие, не имеющие своих машин. Старушки, дети… Большая часть пассажиров раздражена давкой и озабочена своими проблемами. Люди в таком состоянии наиболее агрессивны. Не допустить проявления накопившейся агрессии должен кондуктор. А еще он обязан собрать деньги за проезд. Это нелегко, учитывая, что состав пассажиров сменяется почти на каждой остановке, и приходится запоминать в лицо всех, кто уже оплатил. Кто же может справиться с такой работой? Неужели кондуктор должен обладать хорошим здоровьем?
Требования к физическому состоянию
Для того чтобы 8-12 часов (столько длится смена) проводить в салоне троллейбуса, постоянно перемещаясь из одного его конца в другой, кондуктор должен быть физически выносливым человеком. Он не должен бояться ни жары летом, ни мороза зимой, ни сквозняков круглый год. А еще хороший специалист:
- говорит на языке пассажиров (это значит, что он не падает в обморок от обилия нецензурной лексики);
- с детьми и интеллигентными пассажирами общается вежливо и культурно;
- не боится требовать оплату с подвыпивших буянов и хулиганствующих подростков;
- при случае может разрядить атмосферу удачной шуткой.
Эти требования не прописаны в инструкциях, необходимые навыки приобретаются только в процессе работы.
Важные личные качества
Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.
Кто может работать
Кто такой кондуктор? Работник с крошечной зарплатой. Занимать должность может любой человек, согласный получать за свой тяжелый труд 6-7 тысяч в месяц. Именно очень низкая зарплата делает профессию крайне непопулярной, а текучку на транспортных предприятиях непрерывной. Впрочем, водители находят выход. Во многих городах кондукторы работают неофициально, за наличное вознаграждение. Однако такое трудоустройство нарушает закон. Чаще всего билеты в транспорте продают люди, не имеющие образования, неспособные найти постоянную, высокооплачиваемую работу. Это не значит, что работа кондуктором не уважается в обществе. Почетны все профессии. Но вряд ли человек, закончивший институт, умеющий строить дома, учить или лечить людей, будет с удовольствием занимать такую должность.
Профессиональные знания
- Правила безопасности в движущемся транспортном средстве.
- Правила эвакуации из транспортного средства в случае аварии.
- Правила оказания первой медицинской помощи.
- Правила расчета с пассажирами, приобретающими проездные документы за наличные деньги или по безналичной оплате.
- Правила использования специализированной техники (например, валидаторов).
Особенности профессии
Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.
В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.
Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:
- Продажа билетов пассажирам.
- Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
- Взимание штрафов с безбилетников.
Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.
Обязанности
Сколько зарабатывают кондукторы определяется перечнем их полномочий. Они выполняют такие функции:
- Осуществление операций по оплате проезда пассажиров и выдача билетов.
- Проверка льготных документов у учащихся и пенсионеров.
- При необходимости оказание помощи пассажирам.
- По окончании маршрута выполняется осмотр транспорта на предмет оставленных предметов.
Кондуктору требуются и определенные знания. Это принципы оказания услуг при перевозке багажа и пассажиров. Требуются знания и в тарифной сетке, а также в особенностях ее работы.
Специалист должен знать все названия остановок по маршруту, а также их последовательность.
К необходимым навыкам стоит отнести и навыки оказания медицинской помощи. Важны знания противопожарной безопасности и принципы охраны труда.
Необходимые требования
Есть и определенные требования к физической подготовке специалиста. Он должен обладать способностью, хорошо переносить продолжительное пребывание в транспорте. Поездки могут длиться от 8 до 12 часов. Для этого требуется выносливость и отличный вестибулярный аппарат.
Кондуктор должен регулярно проходить медицинские исследования для выявления противопоказаний. Плохая переносимость душных помещений и наличие варикоза.
Ответственность за покупку билетов всеми пассажирами лежит на данном специалисте. В случае невыполнения условий предусмотрены штрафные санкции, которые прописаны в трудовом договоре. Работодатель несет ответственность за обеспечение персонала необходимой униформой и инструментами.
Требования к сотруднику
Особых требований, предъявляемых к опыту работы и образованию соискателей на эту должность, нет.
Принятый на работу сотрудник на месте проходит инструктаж, во время которого ему сообщают правила техники безопасности и обучают работать с оборудованием.
Работодатели уделяют большое внимание личностным качествам претендентов на вакансию. Они должны быть дружелюбными, коммуникабельными и трудолюбивыми.
Должностные обязанности
Кондукторы работают в поездах, трамваях, автобусах и в другом общественном транспорте.
В их обязанности входит:
- сбор платы и выдача билетов, проверка проездных документов и билетов, выданных ранее;
- оказание пассажирам (прежде всего, пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми) помощи при посадке и размещении в транспорте;
- проверка безопасности оборудования;
- подача сигналов водителям для остановки или отправления;
- объявление маршрутов и остановок;
- обеспечение соблюдения требований безопасности;
- реагирование на просьбы и жалобы пассажиров и предоставление информации об остановках и пересадках;
- принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных ситуаций или при несчастных случаях;
- подсчет проданных билетов и сдача наличной выручки.
Права и обязанности
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию] [число, месяц, год] М. П.
Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта [наименование предприятия] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв.
постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения. 1. Общие положения 1.1.
Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя]. 1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы [вписать нужное]. 1.3.
Права и обязанности пассажиров и контролеров в общественном транспорте
Попытки забрать какой-либо проездной документ сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок» нужно однозначно трактовать, как уголовное преступление по сразу нескольким статьям. Но лично мы с такими жалобами, слава богу, не сталкивались. 5) Оформлять постановление, если Вы не согласны.
Контролеры, как и сотрудники ГИБДД, очень любят составлять вместо протокола постановление, не взирая на то согласен с этим вероятный нарушитель или нет.
Если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Помните! Подпись на протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот неподписанный протокол как раз оставляет массу вопросов.
Права и обязанности кондукторов
Также, согласно правилам, у контролеров должна быть кокарда на фуражке, но в реальности контролеры обычно ходят в кепках без каких-либо знаков. Но самое главное — это удостоверение. Ни один контролер не может делать что бы то ни было без удостоверения. Также любой контролер обязан предъявить удостоверение Вам, как пассажиру.
Здесь, как и в случае с полицией — никакие уловки вроде «я уже вам показал» или «я не обязан вам ничего показывать» не принимаются. Предъявить удостоверение — это дать возможность ознакомиться с информацией (стоит обратить внимание на ФИО и срок действия) и, если Вам не дают увидеть информацию, то и Вы, в свою очередь, не обязаны ничего предъявлять неизвестному человеку.
Права и обязанности кондуктора общественного транспорта
Москвы воспрепятствование выполнению служебных обязанностей водителя, повлекшее за собой препятствие в движении транспорта (а именно так можно трактовать просьбу контролера не ехать, пока нарушитель не выйдет) влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи рублей и об этом будет не лишним напомнить контролеру в случае чего. Помимо этого, на основании Правил пользования НГПТ (п.3.1.11) водитель обязан «соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения». То есть, никаких задержек внеплановых тут быть не может ни в каком случае.
Изымать какие-либо карты. ГКУ «Организатор перевозок» не может изымать никакие документы, будь-то чужие социальные карты или что-то еще. Они могут только выписывать протоколы. Изымать карту (с соответствующим актом изъятия) на наземном транспорте могут только контролеры ГУП «Мосгортранс».
Особенности обучения
Чтобы рассчитывать на заработок кондуктора, нужно пройти специальное обучение. Подобному направлению не учат в образовательных учреждениях. Все особенности профессии можно освоить на рабочем месте. Устроиться на работу кондуктором можно с любой специальностью и любым уровнем образования. Важно уметь проводить несложные математические расчеты.
Подобная профессия не подойдет для карьеристов, так как на данном месте нет карьерного роста. Единственное, что может поменять такой специалист – маршруты и типы транспорта. Кондуктор автобуса может перейти работать на троллейбус или трамвай. Это не отражается на графике работы и на сфере обязанностей.
Работа тесно связана с общением с пассажирами, поэтому необходимы следующие качества:
- Коммуникабельность и доброжелательность.
- Вежливость и стрессоустойчивость.
- Ответственность и исполнительность.
Определение
Контролер – должностное лицо, наделенное полномочиями контролировать работу и проверять результаты действий других специалистов или потребителей товаров и услуг. На сегодняшний день практически все предприятия, компании и организации так или иначе сталкиваются с деятельностью контролеров: либо эти специалисты входят в штат предприятия, либо посещают организацию в качестве проверяющих органов.
Название профессии произошло от французского contrôle (проверка, наблюдение, надзор), что полностью раскрывает смысл основных должностных обязанностей специалиста. История развития профессии контролера берет свое начало еще в далекой древности: первыми документально подтвержденными сведениями о существовании подобных специалистов можно считать надписи на пирамиде Хеопса, содержащие подробные сведения о количестве выданных строителям продуктов, которые относятся к 2560-2540 годам до н.э.
Сегодня контролером принято называть любого специалиста, так или иначе связанного с проверками, надзором и контролем: это и аудитор, и кондуктор, и ревизор, и билетер, и инспектор, и капельдинер. Помимо этого существуют специальности, название которых прямо указывает на род занятий специалиста: контролер ОТК, кассир-контролер, финансовый контролер, контролер производства, контролер ЖКХ, контролер банка и т.д.
Должностные обязанности зависят от сферы деятельности контролера. Например, кондуктор продает проездные билеты и контролирует их наличие у пассажиров, контролер ОТК проверяет качество выпускаемой продукции, контролер ЖКХ специализируется на проверке приборов учета коммунальных услуг, а контролер банка осуществляет контроль за всеми банковскими операциями.
Преимущества
Основным преимуществом профессии контролера является постоянная востребованность таких специалистов на современном рынке труда. Как уже упоминалось выше, контролеров сегодня можно встретить практически везде, при этом сфера их деятельности постоянно расширяется, и по мере того, как это происходит появляются все новые и новые специализации этой профессии.
Еще одним преимуществом профессии контролера можно считать то, что, как правило, эта работа не связана с тяжелым физическим трудом, поэтому освоить эту специальность могут не только молодые и физически выносливые люди, и люди в возрасте, для которых более "тяжелые" профессии уже недоступны.
Недостатки
Если же говорить о недостатках профессии контролера, то, прежде всего, необходимо отметить, что это хоть и постоянный, но достаточно небольшой источник дохода. Другими словами, оплату труда контролеров очень сложно назвать конкурентоспособной, что и является основной причиной огромной "текучести" кадров.
Нельзя не упомянуть и том, что практически все направления работы контролеров неизменно связаны с большим количеством конфликтных ситуаций. Особенно этот недостаток характерен для кондукторов, которым на протяжении рабочего дня приходится общаться с огромным количеством самых разных людей, в том числе и не совсем честными, стремящимися воспользоваться транспортными услугами бесплатно (то есть, проехать "зайцем").
Каким личностными качествами должен обладать
Главная особенность профессии контролера заключается в том, что он должен замечать больше, чем все остальные. Поэтому он обязательно должен быть внимательным и наблюдательным. Кроме того, независимо от специализации, представитель этой профессии должен обладать такими личностными качествами, как:
- принципиальность;
- аккуратность;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- вежливость;
- тактичность;
- ответственность;
- исполнительность;
- сосредоточенность;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- терпение;
- требовательность (как к себе, так и к другим);
- честность.
Помимо личностных качеств работа контролера подразумевает наличие профессиональных знаний и навыков, которые зависят от направления работы. Например: контролер ОТК должен знать все особенности производства той продукции, качество которой он проверяет, ревизор и аудитор – разбираться во всех нюансах бухгалтерского учета, а капельдинер – не только свободно ориентироваться в помещении театра, но и обладать широкими познаниями в литературно-театральном творчестве.
Где можно получить профессию
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на контролера технического состояния транспортных средств. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
Выбор учебного заведения, в котором можно получить профессию контролера зависит исключительно от той сферы деятельности, которая Вам ближе всего. Если Вы хотите работать контролером в области бухгалтерского учета, аудита или финансов, то нужно выбирать торгово-экономические и финансовые учебные заведения. Чтобы стать контролером ОТК необходимо получить техническое образование. Соответственно налоговый инспектор должен иметь "за плечами" образование, полученное в профильном ВУЗе, а контролер производства – в учебном заведении соответствующей направленности (например, машиностроительный, строительный, пищевой промышленности и т.д.).
Отметим, что некоторые специализации профессии контролера вообще не требуют специального образования. Так, капельдинером может стать любой человек, интересующийся театральным искусством, а кондукторами довольно часто становятся пенсионеры, независимо от того, кем они работали раньше, которые не хотят сидеть дома и стремятся иметь дополнительный заработок.
Уровень заработной платы
Выясним, сколько получают кондукторы в месяц. Данный показатель зависит от вида транспорта. Средняя зарплата кондуктора автобуса составляет примерно 20 тыс. рублей. От 10 до 20 тыс. рублей равняется зарплата кондуктора троллейбуса. Специалист на трамвае может получать до 30 тыс. рублей.
Средний заработок в Москве
36 776 ₽
Карьерный рост
Эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал.
Место работы
Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления
Премии
- Выполнение доходного плана -35-50 %.
- Реализация ЕСПБ – 7-10 %.
- Сдача выручки -1,5-3,5 %.
Сумма оклада отличается в зависимости от экономической политики руководства и от типа транспорта. Кондукторы в пригородных и городских типах транспорта, а также на маршрутных такси зарабатывают от 15 тыс. рублей.
Специалисты в поездах метрополитена получают 8 тыс. оклада плюс бонусы. Продажа билетов осуществляется с помощью чекопечатающего прибора.
- https://www.profguide.io/professions/konduktor.html
- https://FB.ru/article/138280/kto-takoy-konduktor-i-chto-on-doljen-umet
- https://namillion.com/zarplata-konduktora.html
- https://clubtk.ru/forms/dolzhnostnyye-instruktsii/obrazets-dolzhnostnoy-instruktsii-konduktora-obshchestvennogo-transporta-2017
- https://teoriprava.ru/dolzhnostnye-objazannosti-konduktora-obshhestvennogo-transporta.html
- https://fulledu.ru/articles/156_osobennosti-professiy-kontroler.html
- https://moskva.trud.com/salary/693/67218.html