Курсы и обучение на контролера технического состояния автомототранспортных средств
О профессии
Код профессии: 13078
Программа обучения контролера технического состояния автомототранспортных средств включает в себя теоретическую и практическую часть. При дистанционных курсах процесс обучения ускоряется до сдачи и получения документов.
Необходимые документы:
- скан паспорта обучающегося;
- заполненная заявка;
- фотография.
Остальные документы предоставляются опционально, в зависимости от выбранной специальности: диплом, медицинская книжка, подтверждение стажа, водительские права и др.
Все документы оформляются на официальных бланках с необходимыми подписями и печатями.
Краткое описание
В обязанности этого специалиста входит ежедневная проверка технического состояние ТС, а также занесение данных в путевой лист. Он следит за расходом топлива и тех. жидкостей, предупреждая их нецелесообразное использование. В случае выявления поломок контролер отправляет машину на ремонт, а потом принимает ее обратно, проверяя качество выполненных работ.
Специалист должен разбираться в конструктивных особенностях автомобилей разных марок. Поэтому для работы в этой сфере необходимо среднее техническое или высшее транспортное образование.
1. Общие положения
- В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
- Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
- законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
- законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
- законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
- Кандидат на данную позицию обязан знать:
- действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
- актуальные нормы ПДД;
- правила заполнения нужной технической документации;
- принципы работы и устройства транспортных средств;
- особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
- правила оценки качества выполняемой работы;
- правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
- методы выявления неисправностей транспортных средств;
- порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
- правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
- правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
- основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
- Специалист руководствуется:
- актуальным законодательством;
- действующими профильными нормами и приказами;
- документацией организации;
- положениями этого документа.
- На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.
2. Функции
- Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
- Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
- Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
- Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
- Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
- Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
- Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
- Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
- Ведение соответствующей документации.
3. Права
3.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Контролер технического состояния автомототранспортных средств 5-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
Особенности профессии
Специалист проводит рабочий день в пункте технического контроля. Его главная задача – определить исправность или выявить неисправности транспортного средства перед выездом на линию, по возвращению на точку или после ремонта. В работе применяется вспомогательное оборудование и механизмы:
- компьютерные диагностические системы;
- шинный манометр;
- оборудование для регулировки фар;
- газоанализатор;
- слесарные инструменты и др.
Для решения главной задачи контролер технического состояния автомототранспортных средств выполняет следующие обязанности:
- проверяет техническое состояние вверенных автомототранспортных средств (автомобилей, дорожных машин, мотоциклов, прицепов и др.);
- выявляет и устраняет неисправности;
- вывод в ремонт и приемка из ремонта ТС с обязательным контролем его качества;
- дает разрешение на выпуск ТС на линию;
- ведет техническую документацию.
Обязанности
Работник осуществляет проверку исправности ТС перед выездом и после возвращения на место стоянки. При этом специалист применяет компьютерные диагностические системы (при их наличии). В случае выявления неисправностей контролер технического состояния автотранспортных средств запрещает выезд на линию. В задачи сотрудника также включена проверка качества работ выполненного техобслуживания ТС. Специалист осуществляет контроль в процессе приема комплектующих и агрегатов после их ремонта и сборки. При выявлении повреждений работник оформляет соответствующую документацию. Он также составляет и регистрирует заявки на устранение неисправностей и ремонт. Таким образом, реализуя свои задачи, сотрудник в определенной степени влияет на безопасность дорожного движения. Осуществляя свою деятельность, сотрудник должен знать, понимать и применять актуальные отраслевые нормативные документы, в том числе регламентирующие охрану природы и труда.
Законодательные основы
Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.
Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".
Важно!
Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.
Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.
Нормативные аспекты профстандарта
После принятия в 2015-м году Федерального закона №122-ФЗ профстандарты стали активно внедряться в госсектор и бизнес-практику. На основании данного ФЗ:
- В ТК появились статьи 195.2 и 195.3, утвердившие порядок разработки и использования работодателями профстандартов. В частности, ст. 195.3 обязала применять их в случаях, когда профессия имеет законодательно установленные квалификационные параметры. Дополнительно статья 57 ТК установила, что они необходимы для позиций с законодательно утвержденными льготами и ограничениями.
- Правительством было принято Постановление №584, которое обязало применять профстандарты подконтрольные государству учреждения и компании.
- Минтруд выпустил Письмо №14-0/10/В-2253, разъясняющее практические моменты их внедрения в деятельность организаций.
В результате опубликования вышеперечисленных актов профстандарты обязательны:
- Если у работодателя бюджетная форма собственности или он более чем на 50% контролируется государством.
- Если законодательством отдельно прописаны квалификационные параметры, льготы или ограничения для профессии.
В других ситуациях они применяются в добровольном формате, обеспечивая компаниям-нанимателям следующие возможности:
- упорядочивание кадрового делопроизводства;
- профилактика конфликтных ситуаций с представителями контролирующих организаций;
- создание корректных критериев, по которым можно оценивать уровень подчиненных;
- документирование квалификационных параметров, которые помогают отсеивать несоответствующих кандидатов;
- выдвижение правомерных требований к работникам по повышению уровня их квалификации.
Внимание! Для получения данных возможностей также можно задействовать традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Они сохраняют актуальность и могут применяться наряду с профстандартами.
Осмотр
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер).
Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником - контролером.
Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | - |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти профессиональную подготовку, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.
Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти профессиональную переподготовку. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении контроля в путевой лист.
Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.
При этом нужно учитывать следующий пункт:
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее - контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее - парковка).
Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.
Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.
Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.
Что будет, если не делать?
А что же будет, за несоблюдение требований по прохождению медицинских осмотров и технического контроля?
Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист - это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.
С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).
Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547).
Образец порядка проведения контроля
Порядок проведения осмотров технического состояния АТС закреплен в инструкциях по БДД, рекомендации также реально получить в министерстве транспорта.
План контроля включает в себя перечень манипуляций, основные из них выглядят так:
- исследование внешнего вида техники;
- проверка кузова, кабины водителя, сигналов, света, тормозов, аккумулятора;
- контроль основных систем: пневматических подвесок, рулевой, сцепления, движка;
- проверка параметров мостов, целостности шлангов, поворотников;
- анализ колес, шин, бамперов.
Напомним, что при составлении акта проверки присутствует шофер.
Отметим, что операционный контроль может осуществляться по ряду направ-лений. Каким путем пойти – решает ответственное лицо. Объем манипуляций напрямую зависит от состояния машины и ее типа. Рассмотрим возможные варианты детальнее.
Транспортные средства
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" говорит о том, что технический контроль должны проходить транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые перевозят пассажиров или грузы.
При этом речь необязательно идет о коммерческих перевозках. Если автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, то он должен пройти предрейсовый или предсменный контроль.
Требование распространяется на все типы транспортных средств:
- легковые автомобили (только при коммерческих перевозках),
- грузовики (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд),
- автобусы (при коммерческих перевозках и перевозках для собственных нужд).
Требования к автомобилю
Эксплуатировать можно только исправное, прошедшее ремонт автотранспортное средство.
Перед отправкой в путь следует обратить внимание на:
- отлаженную работу тормозов, коробки передач, рулевого реле;
- четко работающий аккумулятор;
- допустимое давление в шинах;
- исправность системы сцепления, отсутствие посторонних шумов при работе автомобиля;
- сигналы клаксонов, работу фар;
- наличие в кузове укомплектованной аптечки, инструментов, огнетушителя, домкрата;
- отсутствие подтеканий масел, топлива.
По своему усмотрению консультант мониторит другие характеристики.
Обучение
Обучение по программе: «Контролер технического состояния автотранспортных средств» позволит вам приобрести знания;
- и навыки работы с диагностическим оборудованием;
- основ транспортного и трудового законодательства;
- нормативных актов по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
- нормативных актов в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- устройств, технических характеристик, конструктивных особенностей, назначений и правил эксплуатации автотранспортных средств и прицепов;
- технических требований, предъявляемых к транспортным средствам, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
- правил и инструкций по охране труда и противопожарной защиты.
Пройдя обучение, контролер технического состояния автотранспортных средств может работать на базе действующего автопредприятия, оснащенного средствами технического диагностирования и аккредитованного в сфере технического осмотра.
Кому необходимо
Механикам, контролерам и другим лицам, на которых возложены функции контролера технического состояния автотранспортных средств.
Что вы получите
По окончании теоретического обучения проводится квалификационный экзамен, на основании которого выдаются диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации "Контролер технического состояния автотранспортных средств" и выписка из протокола.
Курсы
МЦДО «ПРОФСТАНДАРТ», г. Омск
В этом центре есть очно-заочная и очная форма обучения, поэтому вы сможете совмещать работу с прохождением переподготовки. Средняя стоимость обучения составляет 8-14 тыс. руб. Но финишная цена напрямую зависит от количества человек в группе, формы обучения. Здесь можно освоить профессию контролера за 254 часа.
МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса)
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК), действуя на основании соответствующей лицензии, проводит обучение по программе "Контролер технического состояния автотранспортных средств" в рамках программ дополнительного образования. Пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации могут специалисты с высшим или средне-специальным образованием. По окончании курсов выдается диплом или удостоверение установленного образца.
Учебный цент «Амулет», г. Москва
В учебном центре студенты смогут пройти курсы переподготовки, быстро и легко осваивая рассматриваемую профессию. Стоимость обучения составляет 15 тыс. руб., а длительность курса — 255 часов.
Вузы
- Московский государственный университет пищевых производств Эксплуатация транспортных машин и комплексов (Институт прикладной биотехнологии имени академика РАН И.А. Рогова)
- Российский университет дружбы народов Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Инженерная академия РУДН)
- Оренбургский государственный университет Технология транспортных процессов (Транспортный факультет)
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Наземные транспортно-технологические комплексы (Институт новых материалов и технологий УрФУ)
- Тольяттинский государственный университет Автомобили и автомобильное хозяйство (Институт машиностроения)
Требования к квалификации
Наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, не входящем в укрупненную группу 23.00.00. "Техника и технологии наземного транспорта".
- https://balashikha.sbk-uk.ru/obuchenie-rabochim-professiyam/kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtomototransportnyh-sredstv
- https://www.profguide.io/professions/controller_of_technical_conditio_of_motor_vehicles.html
- https://assistentus.ru/forma/dolzhnostnaya-instrukciya-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv/
- https://tforeanda.ru/etks-kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtomototransportnyh-sredstv/
- https://sroru.ru/balashiha/course/kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtomototransportnyih-sredstv/
- https://FB.ru/article/300095/kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyih-sredstv-doljnostnaya-instruktsiya-obyazannosti-i-professionalnaya-perepodgotovka
- https://zakon-auto.ru/info/predrejsovyj-osmotr.php
- https://assistentus.ru/forma/profstandart-kontrolera-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv/
- https://pddmaster.ru/rabota/tehkontrol.html
- https://www.klerk.ru/buh/articles/463142/
- https://avtobddinfo.ru/kontroler/proverka-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnyh-sredstv
- https://ntcskb.ru/kontroler-tekhnicheskogo-sostoyaniya-amts/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/programmy/obuchenie-kontroler-tekhnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnykh-sredstv
- https://www.unitalm.ru/service/kontroler-tehnicheskogo-sostoyaniya-avtotransportnyh-sredstv