Повышение квалификации, зачем нужны, когда проходить, ответственность работодателя

Содержание

Повышение квалификации – что это?

Повышение квалификации – что это

В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.

Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.

Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.

Почему важно повышать квалификацию

Повышение квалификации позволяет бухгалтерам и кадровикам получить ответы на самые актуальные вопросы, касающиеся их сферы деятельности. Новые знания, навыки, опыт – все это способствует тому, что специалист будет более продуктивным и эффективным, что, естественно, положительно скажется на его продвижении по карьерной лестнице и уровне заработной платы.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу. 

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, - диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Что означает ДПО?

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

  1. Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
  2. Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
  3. Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?

Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:

  • Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
  • Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
  • Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
  • Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.

Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.

  • Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
  • Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
  • Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
  • Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.

Интересный факт: Оценка профессиональных качеств работников осуществляется с учётом их вклада в развитие организации при выполнении должностных обязанностей.

Виды и варианты повышения квалификации

Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:

  • краткосрочное;
  • долгосрочное;
  • тематическое.

Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:

  • при краткосрочных курсах – 72 академических часа;
  • при тематических – от 72 до 100 часов;
  • при долгосрочных – больше 100 часов.

Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.

Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.

Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.

Как определить, что сотрудника пора отправлять на повышение квалификации?

Во многих случаях сотрудник предприятия сам понимает, что ему недостаточно знаний для выполнения своей работы, но некоторые работодатели тоже инициируют прохождение обучения персоналом. В некоторых организациях внедрены специальные методики оценки рабочих процессов, и по их результатам видны пробелы в компетенции – таких случаях решение о повышении квалификации становится очевидным.

Сигналом о необходимости обучения также могут стать регулярные сбои в рабочем процессе. Применять в отношении работника какое-либо наказание нет смысла. Самое разумное – отправить его на курсы. Еще одним поводом для обучения выступает мотивация сотрудников: для многих людей профессиональный рост является хорошим стимулом к работе

Дистанционное обучение - это вообще законно?

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226).

Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Виды повышения квалификации работников, их особенности

В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.

  1. Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
  2. Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
  3. Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.

Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.

Интересный факт: Как показывает практика, среди сотрудников, занимающих руководящие должности, не все имеют необходимую квалификацию для выполнения поставленных требований.

Как внедрить в свою работу навыки, полученные во время обучения?

Внедрение в работу новых знаний имеет два направления: личное и организационное (групповое).

Рассмотрим формирование навыка и привычки применять новый инструмент лично у себя. Тут важно посвятить некоторое время тренировке, «скучному» многократному  повторению базовых действий. Важно преодолеть период сбоев и неэффективности выполнения этих действий из-за отсутствия навыка. Многие отказываются от применения замечательных инструментов и методов именно из первых неудач в освоении. Считается, что для наработки достойного уровня навыка требуется около 20 часов правильно организованной практики.

Вторым шагом станет формирование привычки действовать именно новым методом и не скатываться к устаревшим приемам (или ничегонеделанию). Тут можно посоветовать технику малых шагов. На старте формировании привычки делайте то, что требует минимум времени и усилий. Тогда шанс того, что вы сделаете это действие, очень высок, даже если нет большой мотивации. Кроме этого, вам надо придумать к какой уже существующей привычке привязать новую. Она станет триггером, некой кнопкой запуска нового для вас действия. Например, вы не мыслите утро без чашки кофе. Это уже существующая привычка. Можно решить для себя, что налив чашку кофе вы открываете свой профессиональный блог и пишете ежедневный профессиональный пост для сообщества своих клиентов. Пусть он будет маленьким, но полезным.

И чтобы окончательно закрепить привычку – не забудьте о вознаграждении за правильное действие. Это может быть фраза «я сделал это» или крепко сжатый кулак. Главное, чтобы вы ощущали моральное удовлетворение или радость при этом действии. Тогда мозг получает то, что психологи называют «подкрепление» и усиливает нужную вам привычку. Именно регулярный цикл формирует привычки: маленькое действие, привязанное к триггеру и подкрепляемое вознаграждением. Так формируются и полезные, и вредные привычки. Используйте это свойство человека себе во благо.

Отдельной задачей является внедрение новых знаний в коллективе. Тут и наработка навыка становится сложнее из-за большего количества участников. И сопротивление будет разнообразнее. В таком случае имеет смысл организовать специальный проект с четко продуманным планом, выделенными на него ресурсами, контрольными точками. Но содержательно это будет похожий подход: наработка навыка регулярными повторениями и формирование привычки по указанному циклу.

Стажировки в компаниях

Помимо обучающих курсов, вам поможет подтянуть свои знания и стажировка в хорошей компании. Такой способ тоже имеет ряд весомых плюсов.

1. Простота доступа

Большинство компаний заинтересовано в выращивании профессиональных рабочих кадров. В связи с этим стажеры имеют возможность на бесплатной основе пройти обучение и получить ценный опыт. Стоит отметить, что зачастую компании не оплачивают их труд, но зато сокращают продолжительность рабочего дня.

2. Получение реального опыта

Прохождение стажировки позволяет получить опыт работы с реальными проектами, а не только теоретические знания. Вы сможете ознакомиться с внутренней кухней вашей профессиональной области. Например, в нашей компании мы на постоянной основе предлагаем стажерам расширить свои знания и включаем их в работу над проектами наших клиентов.

3. Возможность трудоустройства

Не стоит забывать и о том, что стажеры, которые хорошо проявили свои профессиональные качества во время работы, имеют перспективу быть зачисленными в штат компании. Таким образом, вам даже не придется ходить на другие собеседования.

Важно: безусловно, компании берут на стажировку только тех специалистов, в которых сами заинтересованы. Их основная цель — сформировать кадровый резерв, и организации ее придерживаются. Поэтому без должной подготовки и образования попасть на стажировку будет непросто.

На что обратить внимание при выборе программы обучения?

В первую очередь надо понять содержание программ обучения. Не стоит идти на любой курс из интересующей вас области. Тут и название может обмануть. Например, управление недвижимостью существенно отличается в коммерческом, промышленном  и жилом сегменте и т.д. Стоит некоторое время посвятить подбору наиболее точно отражающего ваши потребности курса.

Отдельно нужно поинтересоваться форматом обучения. Классические лекции тоже хороши, но без выполнения практических заданий это будет лишь ознакомление с предметом.

В настоящий момент довольно широко представлены дистанционные форматы обучения. Это удобно для повышения квалификации без отрыва от производства. Но нужно признать, что значительно эффективнее будет комбинация дистанционного изучения теории и обсуждения практических аспектов с экспертом в аудитории.

Внимательно отнеситесь к преподавательскому составу. Идеально, если занятие будет вести опытный эксперт именно в вашей области, который сам практикует то, что преподает.

Не последнюю роль играет и профессионализм организаторов. Сбои в процессах, документообороте и сопровождении занятия могут «отравить» даже самое замечательное содержание обучения. Напротив, если провайдер уже на первых стадиях общения показывает должный уровень сервиса, то можно быть более уверенным, что от учебы вас не будут отвлекать «бытовые» проблемы.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  1. Краткосрочные — длятся 72 часа, после чего слушатель получает удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
  2. Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов, выдается свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.
  3. Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме. Слушателю также выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС  проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела.

Нужны ли курсы повышения квалификации

Обязательные курсы повышения квалификации обычно составляют 72 часа, на них ориентируются работодатели и работники, которым требуется их проходить с установленной периодичностью. Но программы могут содержать и меньшее, и большее количество часов.

Периодичность до трех лет

Прохождение курсов повышения квалификации необходимо учителям начальных и средних школ. Работник профиля «Педагогическая деятельность» обязан проходить их каждые три года, сроки определяет учебное заведение. Аналогично – с воспитателями.

Преподаватели вузов обязаны также проходить программы дополнительного профессионального образования. Выбор этих программ определяется ими самими, исходя из потребностей: это могут быть новые технологии, методы для обучения. Это касается и различных совместителей, которые должны проходить их по своему основному месту работы, либо обучение может организовать тот вуз, где он работает по совместительству.

Маркшейдеры (специалисты, которые работают при разведке месторождений полезных ископаемых), обязаны повышать квалификацию раз в три года. Состав курсов может быть разным, «Маркшейдерское дело», «Современные методы маркшейдерских работ». Помимо курсов, определенных для повышения квалификации, могут быть специализированные курсы вроде «Подготовка руководителя работ по ликвидации аварий».

Если применение профстандарта в организации обязательно (госучреждения), бухгалтеры должны проходить повышение квалификации. В 2019 г. Минтруд выпустил профстандарт «Бухгалтер», в котором также содержатся требования к повышению квалификации бухгалтеров. Он обязывает проходить ежегодно курсы объемом не менее 20 ч. и не менее 120 ч. за три года. Несмотря на это, бухгалтерам в коммерческих и некоммерческих организациях рекомендуется обучение тоже, потому что это отрасль, которая сильно подвержена изменениям.

Раньше у госслужащих была обязанность проходить обучение раз в три года, но она была заменена системой на основе государственных образовательных сертификатов. Это позволяет им получать дополнительное профессиональное образование по таким программам, которые не могут быть приобретены при использовании механизма госзаказа (IT-курсы, тренинги личностного роста). При этом стандартные программы тоже остаются и могут быть пройдены по необходимости по выбору. Примеры курсов: «Организационные, экономические и правовые формы противодействия коррупции», «Кросс-культурные коммуникации и протокол».

Адвокаты обязаны повышать свой профессиональный уровень, требуемое количество часов зависит от их стажа. Если он меньше трех лет, то программа должна быть не менее 40 ч., более трех лет – не менее 30 ч. Адвокатские палаты могут повысить требуемое количество часов не более чем до 60 ч.

Специалистом по таможенным операциям может быть только тот, кто имеет квалификационный аттестат, он может быть отозван, если не проходить обучение не позднее чем через два года после аттестации. Если срок упущен (не было обучения на курсах), то заново получить аттестат можно только через год.

Для работников пожароопасных и взрывоопасных производств периодичность прохождения курсов по пожарно-техническому минимуму составляет один раз в год. А работники, не связанные с такими производствами, – один раз в три года, включая руководителей.

Периодичность раз в пять лет

Специалисты по охране труда обязаны проходить курс, который называется «Охрана труда» или «Охрана труда и безопасность технологических процессов и производств». Как бы курс ни назывался, он должен содержать актуальную информацию о действующих законах, об изменениях в документообороте, обновлениях в обязанностях, ответственности сотрудников.

Врач и медицинская сестра обязаны постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Медицинская организация должна это обеспечить. Раньше это требовалось раз в пять лет, а с 2021 года заработала система непрерывного медицинского образования, где необходимо проходить курсы ежегодно либо выбрать старую систему: раз в пять лет, не менее 150 часов.

Все специалисты, работающие в сфере строительства, должны проходить курсы переподготовки не реже одного раза в пять лет. При необходимости это можно делать чаще, так как прогресс не стоит на месте, или при желании перейти на другую должность. Программы рассчитаны на продолжительность от 72 до 140 часов. Если темы касаются особо опасных, технически сложных объектов, то программа только на 140 часов. С 2017 года все члены СРО должны иметь не менее двух сотрудников, данные которых внесены в Национальный реестр специалистов, для которых также важны и профильное образование, и прохождение программ повышения квалификаций.

Такую же обязанность обучаться имеют и инженеры-сметчики. Тематика курсов может быть разная, например: «Ценообразование в строительстве 2020-2021 гг.», «Экспертиза проектно-сметной документации», это могут быть актуальные курсы, обучающие работать в современных программах.

Профессиональное сообщество настаивает на необходимости периодической ревизии своих знаний для архитекторов. Курсы зависят от направления, актуализировать знания могут архитекторы-проектировщики, архитекторы-реставраторы, архитекторы-градостроители. Это же требование относится к ландшафтным дизайнерам.

Кому еще рекомендуется обновлять свои знания не реже одного раза в пять лет:

  • логистам;
  • работникам туристической отрасли;
  • работникам ЖКХ;
  • менеджерам;
  • специалистам в оценочной деятельности и экспертизе;
  • реставраторам (исторических памятников и сооружений);
  • работникам нефтегазовой отрасли;
  • инженерам-изыскателям;
  • лицам, работающим с радиацией (врачи-рентгенологи, рентгенолаборанты, ответственные за радиационную безопасность на предприятии);
  • энергетикам.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Зачем проходить повышения квалификации тем, кто не обязан делать это по закону?

В подавляющем большинстве случаев повышение квалификации – это осознанное добровольное решение профессионала или его работодателя. 

Зачем им это нужно? У кого-то из них толчок к обучению дает карьерное изменение. Перейдя на новую должность или готовясь к этому, бывает полезно привести в порядок уже имеющиеся знания и заполнить явные пробелы. Аналогичные потребности рождают запущенные в компании проекты и реформы.

Кто-то регулярно повышает свою квалификацию, например, из-за того, что в их вид деятельности активно развивается. Например, интернет-маркетологам приходится постоянно отслеживать новшества основных рекламных провайдеров, поисковиков, аналитических комплексов и т.п.

Кому-то же хочется сверить свои текущие знания с тем, как это рассказывается в аудитории. Это дает новые идеи для работы, определяет направления профессионального развития. И, конечно, отличным мотиватором служит проблема, для решения которой не хватает знаний. Это как раз очень важно для бухгалтеров, которым постоянно надо следить за изменениями в законах.

Нельзя также забывать, что при прочих равных, более обученные специалисты больше ценятся, а значит, больше зарабатывают и растут в должностях.

Подход к новичкам

Нерегулярный или несистемный подход к образованию сотрудников погоды не сделает. Мы предлагаем объединять внешние и внутренние методы оттачивания навыков команды для лучшего результата. При этом отталкивайтесь от сферы деятельности сотрудника и уровня его профессионализма.

Для неопытных и новичков начинайте с инструктажа по принципам работы компании. Регулярно отправляйте специалиста на конференции и тренинги. При положительном эффекте отправляйте сотрудника на специальные курсы на несколько недель. А вот если работник не проявляет интереса, приставьте к нему наставника, который лучше проанализирует проблемы.

Например, начинающего дизайнера интернет-магазина лучше всего отправить на наименее затратные мероприятия. Здесь подойдет обучение в рамках дискуссии, обмен между отделами и инструктаж при приеме на работу. По внешним методам — это конференции, тренинги, предоставление возможностей для самостоятельного обучения.

Предположим, начинающий дизайнер проявил недюжинный талант и рвение в учебе и работе. Следует поблагодарить его и потратиться на более качественное обучение. Например, приставить к нему профессионала из вашей компании или отправить на крутые курсы в несколько недель. Достойный сотрудник оценит подобное внимание и приложит максимум усилий для улучшения навыков.

Возможные методы повышения квалификации

Условно все методы можно поделить на внутренние и внешние. К внутренним методам относятся: 

  • Инструктаж. Это обязательное кратковременное обучение (1-3 дня), которое нужно проводить для любого новичка. Подробное ознакомление с инструкциями может быстрее влиться в работу.
  • Наставничество. Более опытные сотрудники могут обучать молодых специалистов. В этом случае нужно продумать систему мотивации для наставников (премии, доплаты).
  • Обмен опытом между коллективами. Можно временно перевести сотрудника в другой филиал или отдел, если коллектив там более квалифицирован.

Достоинства обучения внутри компании в том, что это менее затратно, укрепляет корпоративные связи и можно отслеживать и корректировать процесс. Однако не всегда внутренних знаний достаточно, особенно при обучении новым технологиям и методам. 
Внешние методы повышения квалификации сотрудников позволяют перенять сторонний опыт и, как правило, дают более структурированные знания.Возможные варианты: 

  • Лекции, семинары, конференции. Такие мероприятия обычно непродолжительны —  от одного до нескольких дней. Целесообразно применять эти методы, если нужно познакомить сотрудников с новыми инструментами, обучить более современным технологиям, рассказать им о неординарных способах решения рабочих задач.
  • Тренинги. На таком мероприятии опытный тренер делится своими навыками и наработками. Отправлять сотрудников на тренинги стоит, если необходимо повысить уровень знаний по текущей должности.
  • Профессиональные курсы. Более длительный и нередко более затратный вариант. Однако и эффект от профессионального обучения гораздо выше. Сотрудники не только улучшают имеющиеся знания, но и проходят полную переподготовку с учётом современных требований к должности.

Обязательно отслеживайте результаты обучения и успехи сотрудников. Повлияло ли повышение квалификации персонала на финансовые показатели? Насколько быстрее и эффективнее работники стали выполнять свои обязанности? Повысилось ли качество продукта или услуг? Поощряйте тех, кто с успехом прошёл обучение и по максимуму применяет полученные знания на практике. 
Для оценки качества обучения также можно проанкетировать сотрудников:   

Когда нужно получать диплом, а когда достаточно получения сертификата?

Диплом о высшем образовании у нас в стране стоит иметь хотя бы потому, что Россия – одна из самых дипломированных стран в мире. Когда все конкуренты на рынке труда имеют диплом, не иметь его – значит проиграть при найме. Исключением являются самозанятые и предприниматели, но это очень малый процент населения.

В то же время, такое поголовное наличие диплома вынуждает выделяться. Например, удостоверениями или сертификатами о повышении квалификации. Наличие хотя бы пары краткосрочных курсов в резюме хорошо показывает, что вы не просто имеете обязательный минимум в виде диплома, но и озабочены профессиональным ростом. Опять же, это важно там, где есть жесткие требования к формальному подтверждению имеющегося образования. Но в таком случае, надо внимательно читать эти требования.

Виды повышения квалификации

Если же говорить о формах обучения, то на сегодняшний день вариантов достаточно много:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Занятия могут проходить:

  • в дневное время;
  • в вечернее время;
  • по выходным;
  • с использованием конференц-связи или дистанционных технологий.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

  1. Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
  2. Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
  3. Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Цели повышения квалификации для работодателя и персонала

Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.

Цели повышения квалификации:

  • улучшение конкурентоспособности организации;
  • повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
  • улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
  • возможность для сотрудника построить карьеру;
  • улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
  • повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.

Что получили?

Исследование показало положительную связь ДПО и субъективного контроля. В базовой модели у тех, кто обучался, показатель контроля был на 0,27 стандартного отклонения выше по сравнению с теми, кто не проходил курс. При добавлении других переменных эффект снизился до 0,13, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социодемографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах. Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.

Связь ДПО и удовлетворенности трудом тоже показала любопытные результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы). Причем социодемографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.

Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социодемографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учет социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.

Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших обучение. Это соответствует результатам предыдущих исследований. «Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.

Но вопрос в нюансах. Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков участие в ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег. В России все наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой). Кстати, возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.

Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС

Нужно учесть и особенности накопления и использования человеческого капитала в разных сегментах рынка труда. Так, на высокопроизводительных рабочих местах компания будет стремиться удержать сотрудников после курсов, и предложенные ею бонусы могут повышать удовлетворенность трудом. А в сегменте низкопроизводительных рабочих мест после учебы формируются карьерные и зарплатные ожидания, которые сложно реализовать. Дело в том, что сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто находятся на местах с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены. В России такие рабочие места сосредоточены в государственном, а также в сервисных секторах.

В-третьих, на российском рынке труда немало работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (это явление носит название «квалификационная яма»). Обычно они меньше довольны трудом. И получение ДПО может не сглаживать негативные эффекты от «ямы» на удовлетворенность трудом.

Кто должен проходить курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации разработаны для специалистов, имеющих определенный опыт трудовой деятельности и диплом о законченном высшем или средне-специальном образовании. Обучение, как правило, необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет, но никто не запрещает сотруднику получать новые знания на семинарах, вебинарах, мастер-классах, конференциях и т.п. несколько раз в год.

HR за работой

Обязательно ли повышение квалификации?

Суть курсов повышения квалификации в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания.

Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты. Образно говоря, профстандарты – это свод предписаний, где перечислены все требования по подготовке специалиста, необходимой для работы образовательной базы, принципы и методики ведения трудовой деятельности.

Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации. В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной. Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости.

К специалистам, для которых повышение квалификации обязательно, относятся:

  • педагогические работники;
  • медицинские работники;
  • специалисты горной промышленности;
  • государственные гражданские служащие;
  • судьи и прокуроры.

По утвержденному профессиональному стандарту педагога любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как другие специалисты, а каждые три года. Иными словами, документы о повышении квалификации имеют и сроки годности – три и пять лет, соответственно. Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  1. Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
  2. Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
  3. Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Где можно пройти профессиональную подготовку

Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры.

Если обучение можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе.

Интересный факт: Если лицензия образовательного учреждения приостановлена после вступления в силу договора об оказании образовательных услуг, организация пострадает только в случае, если ей было известно об отсутствии лицензии.

Источники

  • https://kedu.ru/press-center/articles/povyshenie-kvalifikatsii-chto-takoe-i-komu-neobkhodimo/
  • https://www.snta.ru/press-center/chto-bukhgalteru-i-kadroviku-nuzhno-znat-o-povyshenii-kvalifikatsii/
  • https://www.akbiz.ru/publications/dopolnityelnoye_obrazovaniye/chto-takoe-povyshenie-kvalifikacii
  • https://mtips.ru/faq
  • https://www.audit-it.ru/terms/trud/povyshenie_kvalifikatsii.html
  • https://promdevelop.ru/rabota/opredelenie-i-povyshenie-kvalifikatsii-rabotnika-soglasno-zakonodatelstvu/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/464716/
  • https://hh.ru/article/28896
  • https://konkurent.ru/article/38030
  • https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/362463-nauchi-uchenogo-kak-effektivno-povysit-kvalifikaciyu-sotrudnikov
  • https://academyopen.ru/journal/259
  • https://trends.rbc.ru/trends/education/61235a229a79474d3f5a6a2c
[свернуть]
Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *