Профессия локейшн-менеджера: описание, средняя зарплата, где пройти обучение

Особенности профессии

Съёмочную площадку можно организовать и в квартире обычного многоквартирного дома, и на берегу Белого моря, и в интерьерах Ленинских Горок… Всё зависит  от содержания фильма.

Локейшн получает от режиссёра или художника-постановщика примерное описание натуры или объекта, необходимого для съёмок. Затем, взяв в руки фотоаппарат, отправляется на поиски.Приглянувшиеся объекты он фотографирует, чтобы продемонстрировать выбор режиссёру.

Однако это не самая трудная часть работы. Гораздо сложнее бывает (хотя и не всегда) договориться с владельцем или администрацией объекта, органами правопорядка (если снимать планируется на улицах города) и т.п. Особенно если бюджет фильма небольшой и средств на аренду мало.

Локейшн-менеджментом может заниматься и директор фильма, который решает организационные вопросы во время съемочного периода. А также ассистент художника-постановщика.

Кто такие и чем занимаются

Сегодня режиссёры всё реже участвуют в поездках, потому что для этого есть отдельные профессионалы — локейшн-менеджеры. Они — одни из первых, кто вступает в дело, когда проекту дают зелёный свет. Это может быть целый отдел, а может и один человек. На основе сценария и режиссёрских требований они подбирают локации, просматривая варианты в личной базе, общаясь с коллегами или находя новые места в поездках.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Локация должна жить, — то есть, нужно, чтобы всё происходило так, как задумано. И мы с ассистентами отвечаем за неё в целом — от момента подготовки и до конца съёмок ведём площадку, а также несём ответственность перед группой и перед человеком, в чьём распоряжении она находится, вне зависимости от того частный это объект или же улица.

Допустим, мы снимаем в подъезде, а затем переезжаем на завод. И на заводе съёмочную группу уже должен встречать мой ассистент. Он прибывает туда раньше всех — просматривает ещё раз раскадровки и сценарий, проверяет точки подключения, паркинг и так далее».

Локейшн-менеджеров сложно назвать счастливчиками-туристами, которые постоянно колесят по странам в поиске красивых мест. Это сложная, нервная и энергозатратная работа. На плечи локейшнов ложится много бюрократии: они должны чётко продумывать тайминг, знать каждую деталь на площадке, договариваться о перекрытии дорог, организовывать съёмочный лагерь и выполнять огромное количество задач, о которых ни зрители, ни многие участники группы не догадываются.

Владимир Кравченко, локейшн-менеджер:

«Важно всегда знать и помнить даты и продолжительность съёмок. Очень важно дотошно провести подготовительную работу, обо всём договориться заранее, предусмотреть все нюансы и возможные варианты развития событий.

Если речь идёт об объекте — заблаговременно созвониться с арендатором, если локация уличная, то уточнить расписание возможных мероприятий, ремонтных работ, и всего, что может помешать или затормозить процесс, чтобы не пришлось снимать в параллель с другой группой или, хуже того, получать отказ. Поэтому в нашем деле так важен опыт, гибкость и умение оперативно реагировать на всё, что происходит».

Локейшн-менеджеры приходят на площадку первыми и покидают её последними. Им нужно постоянно держать в голове много важных вопросов — от подключения электроники до договорённостей с чиновниками и владельцами объектов. Работа стрессовая, потому что часто всё идёт не по плану, а ответственность за несоблюдение тайминга и нарушение договорённостей ложится на локейшн-менеджера.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Бывают и необычные задачи – например, взорвать машину около МИДа. Процесс переговоров был долгим, потому что предстояло много согласований. Моя задача была в том, чтобы люди приехали, сняли и никого не напрягали. У нас в стране, конечно же, не всё налажено до идеального процесса. Всегда думаешь: сейчас кто-нибудь проедет и что-то пойдет не так. Но мы справились с этой задачей.

Сейчас есть кинокомиссия, которая помогает киносъёмочным группам в организации съёмок: перекрытии дорог, сопровождения, согласования. Это всегда было большой проблемой, а сейчас, благодаря кинокомиссии, всё можно делать заблаговременно. За месяц-два подаешь заявку с точным маршрутом и техническим заданием, и они помогают.

Лет пять назад мы перекрывали дорогу в центре Москвы – масштабная съемка, две машины сопровождения ГИБДД перекрыли дорогу с одной стороны и с другой. За 15 мин до конца смены эти машины просто уезжают, и мы не понимаем что происходит. Я звоню тому, с кем договаривалась, и получаю ответ: «Всё, мы не вернемся. Мои ребята уехали». Оказалось, что какой-то генерал это всё увидел и сверху позвонил. Благо, мы успели доснять – делали последние технические дубли».

Часто работа локейшн-менеджера — это подработка, совмещённая с основным родом деятельности. Но не многим удаётся сильно продвинуться в карьере, работая на внештатной основе, поэтому опытные и надёжные локейшны — это, как правило, профессионалы. Тем не менее, именно работа локейшн-менеджера считается одним из лучших способов попасть в кино без профильного образования: не имея особенных навыков, новичок может набираться опыта на площадке и постепенно дорасти до другой должности. Некоторые известные голливудские локейшн-менеджеры попадали на съёмки по знакомству, а в итоге вырастали до продюсеров.

Впрочем, работа локейшн-менеджера тоже довольно доходна и престижна — многие ассистенты и обслуживающий персонал мечтают о ней. Например,Лори Балтон, локейшн с 30-летним стажем, имея образование магистра, сначала просто подавала кофе и десерты на площадке, но потом доросла до локейшн-менеджера фильма «Начало» и сериала «Молодой Папа». Профессию она освоила именно на съёмочной площадке, постоянно наблюдая за процессом.

Анастасия Никифорова, локейшн-менеджер:

«Я училась в Гуманитарном Институте Телевидения и Радиовещания на продюсерском факультете. На четвёртом курсе начала работать, но не по профессии локейшн-менеджер, а в бухгалтерии. Затем пошла работать помощником продюсера в один продакшн. И так получилось, что ко мне обращались местные локейшны, так как у меня были знакомства. Я им помогала несколько раз.

А потом меня позвали на проект работать локейшн-менеджером. Глобально, тогда я не понимала что это. В моём понимании это было: нахожу квартиру, завожу группу, получаю деньги и всё. Оказалось сложнее, потому что мы взаимодействуем с госструктурами, и на наших плечах лежат многочисленные согласования, а также проводится огромная подготовительная работа».

При работе с локациями и объектами во внимание принимают не только общую эстетику, но и финансовые затраты, материально-техническую базу, наличие парковки и средств для обеспечения безопасности, доступ к электроэнергии, погодные условия, готовность владельцев или местных органов управления к сотрудничеству и ещё огромное количество факторов.

Одному человеку непросто справиться с таким количеством задач, поэтому в крупных проектах за локации отвечает целый департамент. В него входят профессионалы, выполняющие узкопрофильные задачи: от человека, ответственного за поиск новых объектов, до координатора парковки.

Читайте также:  Компьютерные системы и комплексы: что за профессия?

На препродакшне процесс делят на две стадии: поиск локаций и технический скаутинг. На крупных студийных проектах за каждый из этапов отвечают отдельные люди или департаменты. Локейшн-скауты ищут подходящее место, но не вдаются в детали. Тогда как технические скауты должны учитывать все тонкости, вроде возможности для подключения, логистики, света и парковки, — поэтому они постоянно на контакте с техническим персоналом.

В Голливуде у локейшн-менеджеров есть своя гильдия, которая ежегодно раздаёт награды. Среди последних работ в профессиональной среде особенно отмечают команду Роберта Фолкса, ответственную за «Ла-Ла Ленд». На 42-дневный съёмочный период они обеспечили проекту 48 локаций, адаптировали каждую под сложные номера, договорились о перекрытии огромной автострады для стартовой сцены, а также добились съёмок в культовой для Голливуда Обсерватории Гриффита (там снимались «Терминатор», «Трансформеры» и кульминационная сцена «Бунтаря без причины»).

Помимо постоянных путешествий и возможности карьерного роста, у работы локейшн-менеджера есть и другие приятные бонусы — например, возможность зарабатывать на объектах. У опытного локейшн-менеджера Надежды Волковой больше сотни квартир в базе, — благодаря этому она зарабатывает до 20% от аренды.

Вместе с тем работа локейшн-менеджера несёт за собой постоянные риски и трудности. Иногда доходит до крайностей — например, локейшн-менеджера сериала «Нарко» застрелили во время поисков натуры. Но чаще всего условия работы не настолько экстремальные, и главными трудностями становятся стоптанные ноги, болезни, постоянная усталость и поездки по неподготовленным для путешествий местам.

Ладо Кватания, режиссёр:

«Когда мы снимали рекламу Reebok c Хабибом Нурмагомедовым, то просто весь день скаутили. Солнце встало — позавтракали и погнали. В час или в два часа дня стоял такой солнцепёк, что нас буквально дурманило и вело.

Это было в самой Махачкале, потому что город находится в низине. Но как только мы её покинули и стали подниматься, появились другие проблемы — когда ты поднимаешься на 1500-2000 над уровнем моря, давление по-другому работает, и это влияет на твою выносливость.

Мы огромное количество времени там скаутили, а когда нашли нужные объекты, то разделили съёмки на блоки. Первые сцены были в одной локации, но дальше шло селение, которое находится в шести часах езды от Махачкалы. Это полтора часа по бездорожью, а последние полчаса отрезок, когда ты едешь по скале, где есть колея, и внизу обрыв несколько километров. И ты понимаешь, что если машину чуть-чуть поведёт, то выжить невозможно».

Часто локейшн-менеджеры страдают от профессиональной деформации: они всегда находятся в режиме скаутинга и воспринимают окружающее пространство как потенциальные локации для съёмок. Локейшн-менеджер Кейт Левинсон признаётся, что её работа довольно странная — у неё появилась привычка постоянно заглядывать в окна, а главной мечтой стало рентгеновское зрение. Иногда для поиска необходимой натуры локейшн-менеджеры легко соглашаются на авантюры

Рабочее место

Киностудии, продюсерские центры.

Важные качества

Локейшн-менеджер – это лёгкий на подъём, но очень ответственный человек. Для отбора натуры и мест для съёмок необходимо обладать художественным зрением, понимать концепцию режиссёра, обладать эрудиций. Необходима способность завязывать личные контакты, находить общий язык с очень разными людьми – от чиновника в городской Управе до олигарха-обладателя дома с золочёной лестницей.

Знания и навыки

Время на поиски часто ограничено, поэтому ценятся специалисты со своей «базой объектов». Особенно это актуально для телевидения.

Заработная плата

Начальный уровень:

30 000 руб. - 50 000 руб.

Продвинутый уровень:

50 000 руб. +

в зависимости от места, опыта работы и уровня проекта. Заработная плата локейшн-менеджера на фрилансе — гонорар за проект. Размер гонорара зависит от объема работы и уровня проекта

Необходимые знания

Профессия локейшн-менеджер подойдет далеко не всем соискателем. Необходимо, чтобы человек был легким на подъем, активным. Большую часть своего рабочего времени придется проводить в постоянном движении. Это может не понравиться многим людям.

Локейшн-менеджер должен обладать чувством вкуса, художественным взглядом. Необходимо найти такого работника, который будет разбираться в тонкостях съемочного процесса.

Локейшн-менеджер должен уметь договариваться, общаться с людьми. В противном случае арендовать квартиру или найти общий язык с органами правопорядка будет крайне тяжело. Кроме того, локейшн-менеджер должен понимать желания режиссера.

Высоко ценятся менеджеры, у которых есть база мест, где можно проводить съемочные работы. Это позволит сэкономить время.

Еще одним весомым достоинством локейшн-менеджера является его эрудиция. Он должен разбираться в истории, архитектуре, культурных вопросах. Особенно если речь идет о съемках исторической картины.

Главные правила

На вопросы «из чего состоит работа локейшн-менеджера?» и «как они ищут локации?» проще всего ответить, рассказав об основных правилах профессии — ими неспроста переполнены как профильные, так и популярные сайты. Мы составили большой чек-лист важных навыков, умений и тонкостей профессии с примерами от экспертов:

  • Внимательно изучить сценарий. Место помогает рассказывать историю, поэтому локейшн-менеджер должен понимать идеи автора и подбирать ту натуру, которая лучше раскроет сюжет и персонажей. Чем внимательнее скаут вглядывается в детали, тем сильнее сужается спектр объектов.

Знать как можно больше локаций. Чем объёмнее база локейшн-менеджера и чем больше его опыт, тем он более востребован. Режиссёру легче обратиться к человеку, который за пару дней подберёт несколько вариантов, не выходя из комнаты, чем объехать с командой сотни километров. Поэтому для скаута важно фиксировать все интересные места, которые он видит в жизни — локейшн-менеджер работает даже когда отдыхает.

Много ездить и фотографировать. Даже когда в базе есть пять отличных вариантов для сцены, всё равно нужно искать дальше — в том числе, и по пути. Это всегда перфекционизм и долгая изнурительная работа. В нерабочее время локейшн тоже должен больше путешествовать, чтобы расширять базу и находить необычные объекты в неожиданных местах. Важно фиксировать всё на телефон, а лучше брать с собой профессиональную камеру, чтобы творческая группа имела представление о том, как всё выглядит в реальности, — ведь иногда снимки становятся частью раскадровки.

Изучать интернет. Один из главных инструментов локейшн-скаутов сегодня — это гугл-карты и сервис «Google Планета Земля». Также полезно изучать соцсети и регулярно просматривать теги. Помимо необходимого визуала интернет даёт ещё одну принципиально важную вещь — информацию об объекте. Найти красивый объект — это хорошо, но найти красивый объект с сильной историей — гораздо лучше. Эту информацию всегда можно добавить в сценарий и тем самым углубить повествование.

Не доверять фотографиям полностью. Любой объект обязательно нужно посетить, причём в то самое время дня и года, в которое вы планируете снимать. Даже если вы уже видели его не раз, важно проверить — не изменился ли он, не появились ли какие-то препятствия для съёмок. Не говоря уже про места и объекты, найденные в интернете: далеко не всегда они выглядят обжитыми и киногеничными.

Читайте также:  Супервайзер это кто и чем занимается в торговле, особенности работы

Изучать малопопулярные места. Локейшн-менеджер с нестандартной базой всегда ценится на рынке дороже. Например, мало кто знает природу Новой Зеландии, так как Джаред Коннон — локейшн-скаут трилогий «Властелин колец» и «Хоббит».

Блокбастеры часто страдают от избитых или блеклых локаций, тогда как свежий антураж даже простую историю раскрывает иначе — например, «Район номер 9» определённо выиграл за счёт антуража ЮАР.

То же справедливо для простых городских или даже квартирных съёмок, поэтому скаут должен знать не только кварталы и здания, а изучать мосты, тоннели, заброшки и разбираться в деталях интерьера. Но даже уникальное и экзотическое место всегда нужно дорабатывать для съёмок, — поэтому дополнительным бонусом для локейшн-менеджера будут познания в дизайне интерьеров и ландшафтном дизайне.

Понимать рамки бюджета. Бюджет порой значительно влияет на процесс, часто ограничивая выбор. Бывает, что идеально подходящий под сцену объект сдают в аренду слишком дорого — тогда он просто того не стоит, ведь почти всегда можно найти альтернативу. Также от бюджета зависит масштаб экспедиции — есть ли смысл большой команде выезжать в другой регион, если можно воссоздать его поблизости?

Планировать логистику. Найти подходящие локации — лишь начало работы. Важно понимать, как между ними быстро перемещаться вместе со съёмочной группой и аппаратурой. К каждому месту и объекту должен быть удобный въезд с большой свободной парковкой.

Коммуникабельность. Это главное качество локейшн-менеджера, о чём единогласно говорят все эксперты из нашего текста и профильные ресурсы. Речь про коммуникабельность в самом широком смысле: человек должен стать участником сообщества локейшн-менеджеров и постоянно обмениваться найденными объектами (в США для этого есть целый сервис Wrapal), уметь договариваться даже с самыми сложными людьми и убеждать владельцев, что с их объектом всё будет в порядке. В то же время необходимо понимать специфику работы коллег по съёмочной группе и регулярно быть с ними в контакте: знать, как планирует снимать оператор, что будет строить художник, и какие приборы собирается использовать гаффер.

Подбирать спокойных соседей. Если фильм снимают в квартире или в другом помещении, которое со всех сторон окружено людьми, то лояльные соседи — критически важные пункт. Дело не только в необъяснимом стремлении всех соседей вечно сверлить и бить стены молотком, но и в возможности договориться о размещении в коридорах необходимого оборудования и обустройстве пространства.

Нужно заранее позаботиться об инфраструктуре. Съёмочная площадка — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромное количество рабочих тонкостей. Команде нужно где-то есть, готовиться к сценам, учить сценарий, отдыхать и так далее. Эстетика и логистика важны, но не менее принципиально выбирать объект, исходя из окружающих его удобств: искать комфортные отели или квартиры, если снимаете в глуши, избегать пробок и продумывать доставку, если снимаете в оживлённом городе, и так далее. Под проект всегда нужно много места и необходимые ресурсы поблизости, — ведь съёмочная площадка всегда образует что-то вроде мини-поселения.

Юридические вопросы и бюрократия — основа всего. Вечная усталость, простуда и скандальные соседи — не самые страшные проблемы, с которыми постоянно сталкивается локейшн-менеджер. Реальная опасность — юридические оплошности. Нужно проверять каждый договор и документ, детально обсуждать все детали с арендодателями и государственными представителями и всегда получать разрешение на съёмку (что в России из-за специфики законодательства особенно сложно). Вся бумажная работа и ответственность за взаимодействия с объектом, перекрытие дорог и любые потенциально опасные события на площадке — всё это ложится на локейшн-менеджера. При этом любые штрафы отягощают бюджет.

Следить за таймингом. Задержки и отставание от графика в кино — явление частое. Локейшн-менеджеры на площадке во многом нужны, чтобы это исправить. Они договариваются об аренде объектов или перекрытии движения на конкретное время, так что в их же интересах соблюдать всё минута в минуту. Именно поэтому локейшн приходит на площадку первым и сильно заранее — чтобы как следует её подготовить и не заставлять команду отвлекаться по мелочам.

Помните про свет и электричество. В картинке-памятке от nofilmschool, как и во многихдругих руководствах для локейшн-менеджеров, эти пункты неслучайно стоят первыми. Локейшн готовит объект для съёмок и отвечает в том числе и за мелочи, о которых часто забывают. Мало найти подходящий объект — важно, чтобы в нём было достаточно розеток и мощный генератор, а в окна светило солнце.

Последний момент часто недооценивают — солнечный свет упрощает работу оператора и гаффера, позволяя снимать даже там, где могут быть проблемы с электричеством. В уличных эпизодах солнечный свет — определяющий фактор, поэтому нужно искать подходящее место и планировать день съёмок. Не каждый режиссёр работает как Терренс Малик, который может уехать в Альпы и днями ждать подходящих погодных условий, спонтанно снимая жучков и птичек. Съёмочный процесс строго распланирован, поэтому за погодой и светом надо следить всегда.

Звук не менее важен. Вряд ли для съёмок подойдёт помещение, в котором раздаётся эхо или слышен каждый звук извне. При первом посещении места как следует прислушайтесь — достаточно ли там тихо, чтобы звукорежиссёр мог спокойно работать?

Вам придётся почти постоянно жить в дороге. И много, даже очень много двигаться. Вы должны быть готовы ко всем издержкам долгих путешествий, следить за здоровьем и выстраивать отношения с семьёй так, чтобы она спокойно принимала ваши постоянные длительные поездки. Интернет упростил работу по поиску натуры в кино, но она, как и 50 лет назад, строится на постоянных путешествиях и находках во время него.

Где учиться и сколько платят

Тонкостям профессии локейшн-менеджер обучают в высших учебных заведениях. Для этого можно поступить, например, во Всероссийский институт кинематографии на факультет «Менеджмент кино и телевидения».

Роман Кантария — известный локейшн-менеджер России

Уровень зарплаты во многом зависит от региона, в котором идут съемочные работы. Немалую роль играет бюджет будущего проекта. Естественно, если работать предстоит в столице, то и оплата будет намного выше. В среднем менеджер получает 60 т.р.

Вузы

Московский открытый институт Менеджмент (Филиал в г. Оренбурге Московского технологического института)Образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Общий Менеджмент (Образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)Московский гуманитарный университет, МосГУ Современные маркетинговые коммуникации (Факультет экономики, управления и международных отношений)Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Менеджмент (Институт экономики и управления промышленными предприятиями)Институт бизнеса и дизайна Маркетинг (Факультет управления бизнесом)

Заключение

Профессия локейшн-менеджер подразумевает наличие огромного количества навыков и знаний у соискателя. Работа очень тяжелая, т.к. придется много общаться и договариваться. Это необходимо учитывать, если решили попробовать свои силы в данной сфере.

Источники
  • https://www.profguide.io/professions/Lokeyshn_menedzher.html
  • https://zen.yandex.ru/media/xyz/kak-iscut-lokacii-dlia-semok-kino-5e9f3e3b2bf35767fbb1f801
  • https://intalent.pro/profession/lokeyshn-menedzher.html
  • https://www.kakprosto.ru/kak-982443-kto-takoy-lokeyshn-menedzher-osobennosti-i-opisanie-professii
[свернуть]
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.