Экспертиза качества медицинской помощи и услуг: кто может оказывать оценку
Содержание
- 1 Законодательство
- 2 Оценка качества медицинских услуг
- 3 Список медицинских вопросов которые решает экспертиза
- 4 Кто может проводить
- 5 Как организовать
- 6 Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи
- 6.1 Лечебная физкультура и спортивная медицина разделяются
- 6.2 Авиационная и космическая медицина будет исключена из перечня медицинских услуг
- 6.3 Исключены из перечня те услуги, для которых отсутствуют специальности
- 6.4 Исключены работы по бактериологии и вирусологии
- 6.5 Услуги по гигиеническому воспитанию не относится к медицинской деятельности
- 6.6 Услуги по дезинфектологии не требуют отдельной лицензии
- 6.7 Услуги по медицинской статистике не нуждаются в лицензировании
- 6.8 Услуги по наркологии и операционному делу не носят самостоятельного характера
- 6.9 Работы по «неотложной медицинской помощи» исключены из Перечня
- 6.10 Исключены работы (услуги) по «общей практике»
- 6.11 Оргздрав, организация сестринского дела и управлению сестринской деятельностью прямо не относятся к медицинской деятельности
- 6.12 Лицензирование работ по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»
- 6.13 Оказывать услуги по сексологии можно без отдельной лицензии
- 6.14 Работы по «стоматологии профилактической» и «стоматологии общей практики» не нуждаются в лицензировании
- 6.15 Энтомология не относится к медицинской деятельности
- 6.16 Экспертиза качества медицинской помощи не является медпомощью
- 7 Где проводят
- 8 Как проводится ЭКМП
- 9 Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации
- 10 Немного о медицинской экспертизе
- 11 О Приказе Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н
- 12 Результаты на руках, что дальше
Законодательство
Нормативное регулирование осуществляется с помощью следующих законодательных актов:
- Закон «Об основах здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает общие требования к качеству медицинской помощи; перечисляет обязанности врачей и пациентов; называет контрольные органы; описывает проводимые экспертизы, в том числе позволяющие проверить правильность действий специалистов.
- Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. говорит о правилах страхования населения и оплате услуг лечебных учреждений за счет средств специализированного фонда; обязывает последнего проводить исследования и контролировать работу врачей.
- Приказ Минздрава № 203Н от 10.05.2017 г. называет признаки заболеваний и алгоритм действий специалиста, необходимый для лечения; перечисляет основные показатели оценки качества работы врача: своевременность, выполненные обследования, на сколько быстро поправился пациент и наступившие осложнения.
Протокол мультидисциплинарной экспертизы качества медпомощи
Документ оформляется в соответствии с Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15.09.2016 № 8546/30-5/и, которое приводит методические рекомендации по оценке работы персонала больниц. Протокол содержит сведения о проведенной проверке, выявленных ошибках врачей, последующем наказании в виде снижения оплаты труда последних из страховых фондов, штрафах. Документ заполняет эксперт.
Ответственность за невыполнение
За невыполнение профессиональных обязанностей врач несет персональную ответственность и может быть наказан:
- в дисциплинарном;
- административном;
- уголовном порядке.
Этот вопрос решается в зависимости от наступивших последствий:
- если врач опоздал на операцию, последует взыскание по службе;
- если сломал оборудование, будет возмещать его стоимость;
- если не предупредил о необходимых обследованиях и процедурах, последует административное наказание по статье 6.30 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- за причинение смерти, тяжкого вреда здоровью последует наказание в соответствии с Уголовным кодексом № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.
Учреждения отвечают за действия сотрудника, на них налагаются штрафы, предусмотренные административным законодательством.
Важно: если в результате врачебной ошибки наступили опасные последствия, доктор понесет наказание в уголовном порядке.
Учитывается, имелась ли у врача возможность помочь: было ли на это время, необходимое оборудование и навыки. Наказание последует только в том случае, если специалист отказался выполнять свою работу, хотя мог это сделать. Причины такого поступка значения не имеют.
Ответственность за ненадлежащее исполнение
В случае ненадлежащего оказания помощи врач пренебрегает своим долгом: не назначает анализы, не проводит обследования с помощью оборудования; ставит диагноз, не имея достаточной информации.
Законодатель не делает особой разницы между ненадлежащим выполнением обязанностей и их неисполнением. Врач будет нести ответственность за свои действия в зависимости от наступивших последствий.
Больница как юридическое лицо обязана компенсировать вред, причиненный ее работником. Наложенные страховщиком и Росздравнадзором штрафы не снимают обязанности с доктора или учреждения возмещать причиненный пациенту вред.
Оценка качества медицинских услуг
Закон об основах здоровья граждан описывает ситуации, связанные с застрахованными в обязательном порядке людьми. Приказ Минздрава № 203н устанавливает единые критерии оценки качества всех медицинских услуг, в том числе осуществляемых дистанционно.
Важно: контролируют работу врачей страховые компании, выдавшие полис ОМС.
По ОМС
Люди, имеющие полис, получают любую помощь на территории всей страны. Работа врача в этом случае будет оплачиваться Фондом медицинского страхования. Они действуют во всех регионах РФ и заключают договоры с лечебными учреждениями, имеют право контролировать последних. Врачи отчитываются за каждое принятое решение и назначенную процедуру.
Страховщики контролируют больницы путем проведения экспертиз. Последние бывают целевыми и плановыми. Первые проводятся после обращения граждан и гибели застрахованного человека. Вторые – для устранения обнаруженных нарушений по одному или нескольким видам деятельности сотрудников учреждений.
Если человек недоволен качеством работы доктора, он может написать жалобу страховщику. В этом случае будет инициирована проверка. На ее основании решится вопрос о применении штрафных санкций к лечебному учреждению и размере оплаты труда персонала. В этом помогает стандартизация подходов оценки результатов обслуживания населения.
Минздрав устанавливает перечень обследований, которые обязан проводить врач при лечении заболевания. Невыполнение предписаний будет считаться некачественным оказанием услуг.
Обязательная экспертиза проводится в случаях:
- смерти человека от онкологических заболеваний, пневмоний, пороков сердца, кровоизлияний в мозг;
- наступлении инвалидности;
- ухудшении состояния здоровья пациента после проведенного лечения;
- повторных обращениях к доктору по поводу одних и тех же проблем.
Оцениваются дополнительные: вызовы скорой помощи – за одни сутки; поступления в стационар после проведенного лечения – за 1 месяц; обращения в амбулаторию менее чем за 15 дней.
В этом случае изучаются:
- справки, рекомендации медиков после обращения пациента;
- амбулаторные, стационарные карты;
- документы, касающиеся вызова скорой помощи;
- журналы приема пациентов;
- выводы экспертиз о состоянии здоровья человека;
- другие сведения, необходимые эксперту.
Если человек погиб после терапии из-за заболевания, по поводу которого обращался к врачу и это подтверждено заключением патологоанатома, также проводится оценка работы медиков.
Проверки качества врачебной помощи осуществляет Росздравнадзор. Во время процедуры устанавливаются факты несоблюдения прав граждан, нарушений порядка оказания помощи.
Важно: люди вправе получать медицинскую помощь без полиса ОМС.
Оцениваются:
- длительность ожидания помощи больным – в экстренных ситуациях период не должен превышать двух часов с момента обращения к врачу, в других случаях – не более 10 дней;
- последовательность действий доктора, помещение человека в стационар;
- выбор методов лечения, подбор медикаментов, проведенные анализы и обследования;
- достигнутый результат – излечение или направление в другую организацию.
О выявленных нарушениях сообщается руководителю больницы или поликлиники, дается время на устранение недочетов. Затем проводится дополнительная проверка работы. Учреждение-нарушитель ставится на контроль, его деятельность будет проверяться чаще.
По ДМС
Любой человек имеет право заключить со СК договор на дополнительное страхование жизни и здоровья. Это позволяет получать преимущества, связанные с оплатой страховщиком особенных или редких обследований, лабораторных исследований, получение необходимых медикаментов. Полис ДМС расширяет для пациента выбор лечебных учреждений.
Росздравнадзор контролирует работу всех организаций, действующих на территории страны, получивших лицензии. Учреждения, работающие без разрешения, признаются незаконными. Их деятельность запрещена и карается государством.
Критерии оценки качества платного обслуживания частными лечебными центрами не отличаются от государственных. К ним применяются те же меры ответственности.Исключение составляют случаи протезирования зубов, хотя в целом работа стоматологий подчиняется общим правилам.
ПМУ
Оказание первичной медпомощи относится к особому виду услуг. Предусмотрена законом и обеспечивается доступность ее получения независимо от материального положения пациента. Врачи обязаны работать с любым нуждающимся в их услугах человеком. Не имеет значения, застрахован он или нет, есть ли у него документы, в каком регионе он находится. В этой ситуации лечебное учреждение проводит мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного, а затем направляют заканчивать лечение в общем порядке.Критерии оценки этого вида деятельности докторов те же, что и перечисленные ранее.
Медико-экономическое
Этот вид контроля осуществляется Фондом медицинского страхования. Он заключается в изучении документов, представленных лечебными учреждениями, для оплаты их услуг.
Проверяются:
- правильность заполнения ведомостей, актов;
- соответствие оказанных услуг договору с ФОМС;
- сведения о личности застрахованного человека;
- расчет стоимости проведенных работ.
Список медицинских вопросов которые решает экспертиза
При оценке качества работы докторов выясняются условия оказания помощи. К ним относятся вопросы:
- существовала ли возможность помочь пострадавшему при определенных обстоятельствах;
- находился ли врач на рабочем месте;
- существует ли связь между несвоевременной помощью и смертью пациента;
- повлекло ли вред здоровью человека нарушение доктором медицинских стандартов, какова его степень;
- наступили ли последствия из-за неполного обследования пострадавшего;
- были ли объективными причины отказа в помощи;
- действовал ли доктор добровольно и осознанно, отказываясь работать с пациентом;
- отвечало ли назначенное лечение правилам, методологическим требованиям, предусмотренным для конкретных заболеваний;
- послужили ли причинами неблагоприятных последствий ошибки врача;
- существует ли связь между некачественными услугами и наступившим вредом здоровью;
- наступили ли для больного последствия из-за неполучения своевременной помощи;
- какие нарушения здоровья появились из-за ошибок медработников, некачественного или не проведенного лечения.
Кто может проводить
Экспертизу качества оказания медпомощи проводит специалист с высшим образованием и опытом работы не менее 10 лет. Профессионал проходит регулярные дополнительные обучения по направлению своей работы. Он получает лицензию на право заниматься медицинской практикой. Сведения о таких людях вносятся в специальный реестр, и только их заключения будут иметь юридическую силу.
Каждый эксперт имеет специализацию. В сложных ситуациях, когда требуется проведение мультидисциплинарных исследований, создается группа специалистов.Эксперт не дает оценку деятельности работы больницы, в которой трудоустроен.
Важно: сведения о каждом эксперте качества медицинской помощи содержатся в реестре.
Как организовать
Медицинские экспертизы проводятся государственными и негосударственными организациями. Чтобы ее провести, нужно обратиться в надзорные органы – Росздравнадзор, в страховую компанию, выдавшую полис, или независимую фирму, имеющую право оказывать такие услуги.
Какие документы
Для исследования эксперту понадобятся:
- истории болезни с анкетой больного,
- выписные эпикризы,
- заключения медицинской экспертизы состояния здоровья,
- заключения врачей,
- рентгеновские снимки, результаты других обследований.
Эксперт может проводить осмотр заявителя, если требуются пояснения последнего или возникли подозрения в недостоверности документов.В частной компании придется заключить договор об оценке качества врачебной помощи.При обращении в надзорные инстанции или к страховщику нужно написать подробную жалобу на действия медработников.
Куда подаются
В зависимости от наступивших последствий рассматривать ошибки врачей могут не только надзорные инстанции, но и следственные органы, суд.
Если человеку требуется получить материальное возмещение ущерба и нет тяжких последствий в виде смерти, вреда здоровью, достаточно сообщить о нарушениях в Росздравнадзор, ФОМС, страховую компанию или суд. Перечисленные организации назначат экспертизу. Они же будут наказывать виновных. Суд решит вопрос о взыскании средств на лечение и так далее. В этих ситуациях пишется жалоба или исковое заявление.
Если в результате действий врача человек погиб, стал инвалидом или наступили другие последствия, вопросом будут заниматься правоохранители. Для начала разбирательства им потребуется заявление потерпевшего.Если пострадавший не доверяет государственным учреждениям, то сможет обратиться в частную компанию.
Сколько стоит, кто оплачивает
Экспертизы, проводимые надзорными ведомствами, правоохранительными органами и судом, оплачивает государство. Для пострадавших они проводятся бесплатно, но и заключение эксперта остается в назначившем ее проведение органе. Предусмотрена возможность получить лишь копию отчета специалиста.
Работу частных специалистов оплачивает заказчик. В этом случае цена зависит от условий ее проведения и количества поставленных вопросов, а также необходимости привлекать специалистов других направлений.
Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи
Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:
-
Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,
-
а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,
-
Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:
- приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «Правила проведения патолого-анатомических исследований»,
- приказ Минздрава России от 26.12.2016 № 997н «Правила проведения функциональных исследований»,
- приказ Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Правила проведения эндоскопических исследований»,
- приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»,
- приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»,
- приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»,
- приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»,
- приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Порядок организации санаторно-курортного лечения»,
- приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации».
Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.
Лечебная физкультура и спортивная медицина разделяются
Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.
Авиационная и космическая медицина будет исключена из перечня медицинских услуг
Проект изменений предполагает исключить работы (услуги) по «авиационной и космической медицине». Это связано с введением работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию авиационного персонала» и по «медицинскому освидетельствованию космонавтов, медицинскому обеспечению космонавтов и их реабилитации после выполнения космических полетов».
Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.
Исключены из перечня те услуги, для которых отсутствуют специальности
Также предполагается исключить из Перечня медицинских услуг следующие работы (услуги):
- по «диабетологии»,
- «клинической микологии»,
- «лабораторной микологии»,
- «лабораторному делу»,
- «генетике»,
- «реаниматологии»,
- «хирургии (абдоминальной)».
Они будут изъяты в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061.
Исключены работы по бактериологии и вирусологии
Работы (услуги) по «бактериологии» и «вирусологии», поскольку лицензирование проведения бактериологических и вирусологических исследований планируется осуществлять в рамках работы (услуги) по объединенной работе (услуге) по «медицинской микробиологии».
Услуги по гигиеническому воспитанию не относится к медицинской деятельности
Работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию» будут исключены в связи с тем, что в статье 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Таким образом напрямую эти услуги не относятся к медицинской деятельности.
Услуги по дезинфектологии не требуют отдельной лицензии
Работы (услуги) по «дезинфектологии» также будут исключены, так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии», а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Услуги по медицинской статистике не нуждаются в лицензировании
Работы (услуги) по «медицинской статистике», поскольку исходя из определения, данного Федеральным законом № 323-ФЗ (медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях) обработка учетно-отчетных данных медицинской организации, контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации и обеспечение статистического наблюдения в целом не относится к медицинской деятельности.
Услуги по наркологии и операционному делу не носят самостоятельного характера
Работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу» исключаются из Перечня, в связи с невозможностью самостоятельного осуществления медицинской деятельности ни фельдшером-наркологом (не предусмотрено порядками оказания медицинской помощи), ни операционной медицинской сестрой (невозможно без врача-специалиста).
Работы по «неотложной медицинской помощи» исключены из Перечня
Поскольку неотложная – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами или специалистом со средним медицинским образованием, например, врачом-терапевтом, врачом-педиатром или фельдшером, при этом лицензирование будет осуществляться по соответствующей специальности врача-специалиста (среднего медицинского работника) работе (услуге).
Исключены работы (услуги) по «общей практике»
Работы (услуги) по «общей практике», поскольку согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н, для того, чтобы занимать должность медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) требуется наличие среднего профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и профессиональная переподготовка по специальности «Общая практика», однако выделение отдельной работы (услуги) под профессиональную переподготовку представляется излишней детализацией.
Оргздрав, организация сестринского дела и управлению сестринской деятельностью прямо не относятся к медицинской деятельности
Работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью», по «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью» будут исключены, поскольку Положением о лицензировании устанавливаются соответствующие исчерпывающие требования к руководителям медицинских организаций, а квалификационными характеристиками – требования
к квалификации среднего медицинского персонала, при этом содержание данных работ (услуг) напрямую не относится к медицинской деятельности.
Лицензирование работ по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»
Работы (услуги) по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» будут исключены из Перечня в связи по следующим основаниям:
- санитарно-гигиенические лабораторные исследования — это совокупность методов, которые используются с целью изучения состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды; санитарно-гигиенические лабораторные исследования являются составной частью социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека,
то есть напрямую не относятся к медицинской деятельности, одновременно, в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.
Оказывать услуги по сексологии можно без отдельной лицензии
Услуги по «сексологии» не нужно лицензировать отдельно, поскольку сексологическая медицинская помощь может оказываться в рамках профиля «психиатрия» и не нуждается в отдельном лицензировании.
Работы по «стоматологии профилактической» и «стоматологии общей практики» не нуждаются в лицензировании
Работы (услуги) по «стоматологии профилактической» тсключаются из Перечня в связи с тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ профилактика является частью медицинской помощи, одновременно с этим, квалификационными характеристиками врача-специалиста согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н предусмотрены должностные обязанности, включающие в себя в том числе проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В свою очередь действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена должность врача по стоматологии профилактической.
Что касается работ (услуг) по «стоматологии общей практики», то здесьв настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования, завершившие обучение по специальности «стоматология общей практики» в рамках интернатуры и ординатуры, занимают в медицинских организациях Российской Федерации должность «врач-стоматолог». Такая ситуация обусловлена тем, что номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, не предусматривает должность врача-стоматолога общей практики, в связи с чем работы (услуги) по стоматологии общей практики не могут выступать в качестве объекта лицензирования медицинской деятельности.
Кроме того, в настоящее время завершается процедура утверждения базового профессионального стандарта «врач-стоматолог» для специалистов с высшим медицинским образованием, получивших обучение в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология.
Энтомология не относится к медицинской деятельности
Работы (услуги) по «энтомологии» тоже исключены, так как энтомология занимается изучением насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству, растениям, животным и человеку, а также насекомых-опылителей растений, производителей используемых человеком продуктов, почвообразователей и энтомофагов и напрямую не относится к медицинской деятельности.
Экспертиза качества медицинской помощи не является медпомощью
Работы (услуги) по «экспертизе качества медицинской помощи» исключаются. Согласно статье 64 Федерального закона № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, т.е. не рассматривается как оказание медицинской помощи, предусмотренной положениями статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ и подлежащей лицензированию.
Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.
Экспертиза качества медицинской помощи, проводимая в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», является контрольным мероприятием, проводимым экспертами по отношению к медицинской организации, осуществляющей лицензируемую медицинскую деятельность. Деятельность экспертов в данных случаях регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» и не требует лицензирования.
Одновременно с этим, в настоящее время Минздравом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому экспертиза качества медицинской помощи будет осуществляться в формах государственного контроля, ведомственного контроля, внутреннего контроля на основании критериев оценки качества медицинской помощи, разрабатываемых по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Кроме того, в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, отсутствуют сведения о специальности «экспертиза качества медицинской помощи» по которой выдается сертификат специалиста, что не представляет возможным установить соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части наличия заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) согласно подпункту «д» пункта 4 Положения о лицензировании.
Где проводят
Частные компании, проводящие экспертизы качества медицинской помощи работают почти в каждом городе страны.
Город | Название фирмы | Адрес |
Москва | Межрегиональный центр экспертизы и оценки | Семеновская набережная, 2/1, строение 1, офис 217 |
Санкт-Петербург | ЦНТИ «Прогресс» | Средний проспект Васильевского острова, дом 36/40 |
Новосибирск | Международное бюро судебных экспертиз | Проспект Дзержинского, 14/2 |
Екатеринбург | Федерация судебных экспертов | Улица Машиностроителей, дом 19 офис 509/4 |
Как проводится ЭКМП
Проверку качества медпомощи назначает Фонд обязательного медицинского страхования по выявленным нарушениям прав человека или жалобам пациентов. В этом случае составляется задание, в котором перечисляются подлежащие исследованию вопросы, определяются специалисты, занимающиеся их решением.
Организует работу группы экспертов руководитель. Он назначается ФОМС и имеет право приглашать разных врачей для изучения выявленных проблем. Его мнение учитывается при формировании группы и формулировании вопросов.
Каждый эксперт изучает документы по своей специализации, затем выносит акт, в котором описывает свою работу и выводы. Бумаги изучает и анализирует руководитель группы. Он составляет заключение, в котором отражает выявленные нарушения, их причины и дает окончательное резюме.
Эксперты имеют доступ ко всем медицинским документам, касающимся предмета изучения. Сюда входят медкарты, результаты обследований, анализов, снимки и их описания. Врачи не могут отказать в предоставлении сведений специалисту. Учреждения системы здравоохранения не вправе препятствовать работе оценщиков ЭКМП.
Экспертизы могут проводиться после окончания лечения пациента или во время него. На основе результатов оценки ФОМС принимает решение о наказании виновной организации.
Важно: результаты ЭКМП влияют на выбор наказания для виновных.
Сроки проведения
Длительность исследований зависит от сложности изучаемого вопроса. Законом установлен общий срок – от 30 до 60 суток, но он может достигать и 4 месяцев.Необоснованное нарушение сроков исследования повлечет наказание для эксперта.
Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации
Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.
Кто сможет получить лицензию на деятельность по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека?
Сегодня имеется Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем указано, что забор и заготовку органов и (или) тканей человека, а также их трансплантацию могут осуществлять только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В свою очередь этот момент будет включён в Положение о лицензировании.
После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.
Немного о медицинской экспертизе
Любая медицинская экспертиза представляет собой проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч. 1 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ)
На сегодняшний день, законодательством предусмотрены следующие виды медицинских экспертиз в РФ (ч. 2 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ):
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- медико-социальная экспертиза;
- военно-врачебная экспертиза;
- судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
- экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
- экспертиза качества медицинской помощи.
Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (данное положение пока не принято), а также на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в определенном случае (установленном ст. 61 ФЗ № 323-ФЗ).
О Приказе Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н
С 1 июля 2017 года вступил в действие Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н, которым были утверждены новые Критерии оценки качества медицинской помощи» (до указанной даты действовали Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан).
В данном акте Критерии разграничены по:
- условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
- по группам заболеваний (состояний) (включат в себя 18 групп) с разбивкой на подгруппы.
Внимание остановим на Критериях по группам заболеваний (состояний). В Порядке № 203н выделены Критерии всего по 18 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10». Кроме того, Критерии по группам заболеваний (состояний) в новом Порядке № 203н определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь также бывает первичной, скорой и паллиативной).
В Порядке № 203н четко выделено 18 групп заболеваний, для каждой из которых существуют свои критерии (например, выполнен/не выполнен осмотр врачом-специалистом; выполнено/не выполнено то или иное исследование).
Подпишитесь на насПодпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Несмотря на то, что Порядком № 203н выделено 18 групп заболеваний, это не означает, что Критерии можно будет применять для всех заболеваний, которые возможно отнести к конкретной группе. А именно, законодатель в каждой группе выделил только несколько заболеваний, для которых и разработал Критерии. Например, при болезнях глаза и его придаточного аппарата возможно будет применить критерии качества при оказании специализированной медицинской помощи:
- взрослым при дегенерации макулы и заднего полюса;
- взрослым и детям при язве роговицы;
- взрослым при диабетической ретинопатии;
- взрослым при старческих катарактах и других катарактах;
- взрослым при глаукоме;
- взрослым при воспалительных заболевания роговицы;
- детям при другой пролиферативной ретинопатии (ретинопатии недоношенных).
То есть при оказании специализированной медицинской помощи при ином заболевании глаза, например, при тромбозе вен сетчатки, нет возможности применить Критерии Порядка № 203н, несмотря на то, что стандарт медицинской помощи больным с указанным забоелванием (при оказании первичной медико – санитарной помощи) давно утвержден (Приказ Минздрава России от 24.12.2012 № 1491н).
Результаты на руках, что дальше
Получив заключение, можно обращаться в суд с вопросом о возмещении ущерба. Если причинен вред здоровью человека и проблемой заинтересовались следователи, можно приложить к уголовному делу исковое заявление о возмещении ущерба. Однако лучше обращаться с таким же вопросом в гражданский суд, чтобы рассмотрение иска не зависело от уголовного дела.
- https://PoPravu.club/ekspertizy/kachestva-meditsinskoy-pomoschi.html
- https://www.snta.ru/press-center/minzdrav-chto-izmenitsya-v-litsenzirovanii-meditsinskoy-deyatelnosti/
- https://kormed.ru/baza-znaniy/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/ekspertiza-kachestva-meditsinskoy-pomoshchi/