Виды мотивации: внутренняя, определение, внешняя, классификация мотивов в психологии, понятие, формы, уровни
Содержание
Что такое мотивация: описание
Четкого определения мотивации не существует. Она представляет собой совокупность внешних и внутренних мотивов, которые побуждают индивида действовать тем или иным образом.
Основой мотивации является желание осуществлять какие-либо действия. Она отображает потребности, интересы и стремления человека, поэтому мотивация всегда индивидуальна.
Главная составляющая мотивации – присутствие мотива. Это тот эталон (мнимый или действительный), к достижению которого стремится индивид.
Как работает мотивация: движение к цели
Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму – стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).
Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.
Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого – негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.
Факторы, определяющие уровень мотивации
Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:
- внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
- Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
- Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове. Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
- Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.
Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.
Частое заблуждение о мотивации
Одно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.
Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.
Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.
Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в покое, как правило, остаются в покое.
Первый закон Ньютона
Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.
Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.
Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.
Внешняя мотивация против внутренней мотивации
1. Внешняя мотивация
внешняя мотивация Он ссылается на тот факт, что мотивационные стимулы приходят извне человека и вне деятельности. Таким образом, мотивирующими факторами являются внешние вознаграждения, такие как деньги или признание со стороны других , Внешняя мотивация основана не на удовлетворенности выполнением цепочки действий, составляющих то, что мы делаем, а на вознаграждении, которое только косвенно связано с ним, как если бы оно было побочным продуктом.
Например: человек может работать, чтобы заработать больше денег, или может учиться за социальное признание, что дает вам хорошую работу, как только вы закончили учебу. Человек с внешней мотивацией для задачи, которая должна быть выполнена, усердно работает над ней, хотя и не проявляет особого интереса, потому что ожидание внешнего усилителя будет мотивировать вас выполнить его вовремя.
2. Внутренняя мотивация
внутренняя мотивация Это относится к мотивации, которая исходит от человека, а не от какой-либо внешней награды. Это связано со стремлением к самореализации и личностному росту и связано с тем удовольствием, которое человек испытывает при выполнении действия, что позволяет человеку находиться в «состоянии потока» при его выполнении.
Например: человек, который посещает тренировки своей футбольной команды просто ради удовольствия заниматься своим любимым видом спорта.
Внутренняя мотивация - это тип мотивации, наиболее связанный с хорошая производительность , поскольку там, где человеку дается, не ограничивается удовлетворением минимума, необходимого для получения награды, но он лично участвует в том, что он делает, и решает приложить немало усилий.
Виды мотивации в психологии
В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:
- внутренняя и внешняя;
- положительная и отрицательная;
- устойчивая и неустойчивая.
Это основные виды мотивационных образований.
Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.
Внешняя и внутренняя мотивация
Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.
Внутренняя (интринсивная) мотивация имеет под собой внутренние причины, исходящие из жизненных ценностей: целей, потребностей, желаний и т. п.
Каждой из них присущи свои особенности:
- Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
- Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
- Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
- При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.
Положительная и отрицательная
Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.
Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:
- повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
- рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
- уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.
Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.
Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.
Отрицательная мотивация теряет свою силу, если не используется в комплексе с положительной.
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:
- голод;
- жажду;
- сон;
- секс;
- общение;
- обретение новых знаний.
Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.
Дополнительная классификация мотивации
Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:
- Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
- Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
- Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
- Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
- Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
- Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
- Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
- Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.
Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:
- значимость достижения цели;
- уверенность в ее достижении;
- индивидуальное восприятие итога своей деятельности.
В разные времена ценности, мотивы и возможности людей существенно отличаются.
Какие мотивы могут заставить человека действовать
Существует множество мотивов, которые способны стать основой для побуждения человека к действию. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.
Подражание кумиру
Многие люди, особенно в молодом возрасте, выбирают себе объект для подражания. Таким объектом может быть родственник, медийное лицо, в том числе – поп- или рок-звезда.
Человек, идентифицирующий себя с другой личностью (мы не рассматриваем патологию психического здоровья), стремится развиваться, достичь уровня своего кумира. Это положительный момент данного вида мотивации, таким образом молодой человек становится своим в определенном социуме.
Но существует и обратная сторона: порой человек пытается скопировать и негативные стороны личности своего кумира, хотя они зачастую лишь часть придуманного имиджа.
Мотивация на успех (самоутверждение)
Это наиболее позитивный мотив для достижения победы. Благодаря мотивации на успех мы стремимся стать лучше, познать новое, достичь определенных целей. «Я должен стать лучшим!» — такая доктрина (что это такое?) становится приоритетной у спортсмена перед стартом.
«Я должен написать лучший реферат!» — этим руководствуется студент. В приведенных примерах мотив самоутверждения выступает на первый план.
Карьера, власть — очень частый мотив к действию
С древних времен власть является одним из самых мощных мотивов для преодоления множества препятствий.
Проблема в том, что если данный аспект становится приоритетным, то все остальное отходит на второй план. Такой человек, добившись главенствующего положения, непременно наносит ущерб социуму, лидером которого он стал.
Например, для сотрудника, с большим трудом добившегося должности начальника отдела, ставшего руководителем десятков человек, приоритетом его дальнейшей деятельности станет удержание полученной власти в своих руках. Между тем непосредственные задачи, решаемые вверенным ему коллективом, будут казаться ему не столь значительными. В результате пострадает результативность общей работы.
Саморазвитие
Данный повод к действию актуализируется у людей не всегда, часто на первый план выступает иная мотивация. Люди по своей природе инертны, поэтому основными мотивами для движения вперед становятся те, которые направлены на повышение качества личного жизнеобеспечения.
Так, человек, поставивший цель заработать деньги на покупку квартиры, будет все свое время посвящать работе. Он не станет в этот период учить английский, чтобы прочитать Шекспира в оригинале, ведь мотив саморазвития у него в данный момент находится на последних позициях в списке жизненных целей. Чтобы актуализировать желание саморазвития, необходим какой-то внешний толчок, привлечение иных мотивирующих факторов.
О необходимости внешнего толчка для запуска мотивации саморазвития следует помнить людям, связанным с воспитанием и наставничеством. Бесполезно говорить двоечнику Иванову, что результаты учения понадобятся ему в жизни. Пока у горе-ученика не появятся иные мотивирующие факторы (кроме саморазвития), ждать от него хорошей учебы не стоит.
Общественная (просоциальная) мотивация
Все люди в той или иной степени социальны, потому что живут в обществе, трудятся в коллективе. Невозможно жить в обществе и быть оторванным от него, все мы (хотим мы того или нет) подчиняемся общим нормам и правилам. Если же у человека просоциальные мотивы являются приоритетными, то такой индивидуум обладает максимально развитым чувством долга, ответственностью перед другими членами общества.
В качестве лайфхака (это что?) для кадровиков госструктур: если бы при назначении на должности чиновников проводили психологическую экспертизу на выявление приоритетного мотивирующего фактора, то контингент наших руководителей был бы сплошь «белым и пушистым», а о коррупции забыли бы навсегда.
Негативная мотивация (страх)
«Не съешь суп, конфетку не получишь», — простейший пример негативной мотивации. В данном случае мотивом является страх наказания, а это мощнейший катализатор для совершения каких-либо действий. Важным моментом негативной мотивации является уверенность в том, что наказание неизбежно.
Владельцы корпораций давно это поняли и стимулируют своих сотрудников трудиться больше и лучше именно страхом. По их лекалам еще со школы людей учат влезать в кредиты и ипотеки. В результате человек сверхмотивирован на удержании имеющегося рабочего места, ибо, в противном случае, он потеряет все.
Другой пример. Как только двоечнику родители пригрозят лишением прогулок, компьютерных игрушек и т. д. за плохую учебу, так он тут же начнет выполнять домашние задания и получать заслуженные хорошие оценки. Но стоит родителям ослабить внимание и не напоминать про санкции, он тут же скатывается на свои любимые «двойки».
В зависимости от ситуации наказание может быть в форме словесного осуждения, материальных штрафов, общественной изоляции, физического воздействия, лишения свободы. Так, одни люди не воруют, потому что они так воспитаны, а другие – потому что за воровство может быть вменено уголовное наказание. Мотивация разная – результат один.
Содержательные теории мотивации
В социологии и менеджменте часто используются содержательные теории мотивации. Такие концепции берут за основу изучение потребностей человека, т. к. они считаются основополагающими факторами формирования мотивации.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Эта теория гласит, что удовлетворение всех потребностей имеет четкую последовательность: вначале удовлетворяются потребности низшего уровня, а затем – более высоких.
Схематически они изображаются в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней:
- Физиологические потребности (еда, вода, воздух, сон и др.).
- Безопасность (стабильность, защищенность).
- Социальные потребности (общение, любовь, дружба).
- Престиж (карьера, авторитет).
- Духовные потребности (знания, навыки, искусство, саморазвитие и личностный рост).
Теория ERG Альдерфера
Исходя из теории Альдерфера, у людей существуют 3 главные потребности:
- Экзистенциальная (физические потребности, безопасность).
- Налаживания контактов (коммуникация, принадлежность к группе).
- Самореализация (карьерный рост, творчество).
Согласно этой теории, движение от 1 уровня к следующему может происходить как снизу вверх, так и сверху вниз.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда
В этой теории потребности сводятся только к высоким уровням:
- Потребность в причастности.
- Стремление к власти.
- Самореализация.
Теория двух факторов Герцберга
Теория Герцберга предусматривает наличие 2 факторов, оказывающих влияние на мотивирование сотрудников:
- Гигиенические (удерживающие) – условия и характер труда, размер заработной платы, отношения с сослуживцами и руководством.
- Мотивационные (стимулирующие) – признание, самореализация, восхождение по карьерной лестнице.
Процессуальные теории мотивации
Они призваны анализировать, каким образом происходит распределение усилий для достижения поставленной цели, и какой выбран стиль поведения. Важным фактором являются условия удовлетворения потребностей: хорошая оплата и высокая оценка труда.
Теория ожиданий Врума
Согласно теории ожиданий, чтобы стимулировать человека к деятельности, недостаточно одной потребности. Необходима уверенность, что они приведут к желаемому результату.
Условия, оказывающие влияние на мотивацию:
- Ожидание желаемого результата.
- Вознаграждение за результат.
- Ценность вознаграждения.
Мотивация возрастает прямо пропорционально увеличению каждого из этих факторов.
При отсутствии даже 1 из них, мотивация исчезнет.
Теория равенства справедливости Адамса
Теория справедливости утверждает, что человек самостоятельно оценивает соотношение между приложенными усилиями и полученным вознаграждением, сравнивает свою работу с аналогичной. Проведение такого сравнения может привести к возникновению чувства несправедливости.
Существует 6 реакций на несправедливость:
- снижение прилагаемых усилий;
- стремление увеличить вознаграждение;
- понижение самооценки;
- попытка оказать влияние на нагрузку и уровень заработной платы других сотрудников;
- нахождение другого объекта сравнения;
- стремление сменить должность или место работы.
Модель Портера Лоулера
Данная теория основывается на том, что на мотивирование людей оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяют:
- затраченные усилия;
- итоговый результат;
- вознаграждение;
- восприятие вознаграждения;
- степень удовлетворенности.
Согласно этой теории, приложение больших усилий приводит к удовлетворенности работника конечным результатом.
Теория постановки целей Э. Локка
Предположение Локка заключается в том, что постановка целей является процессом познания, который несет в себе практическую пользу. Согласно теории, личностные осознанные намерения и цели определяют поведение человека. Такое поведение сохраняется до того времени, пока эта цель не будет достигнута. Намерение является основополагающим фактором при постановке целей. Автор теории использует термин осознанных целей и намерения, чтобы показать, что высокие цели ведут к повышению уровня производительности.
Концепция партисипативного управления
Эта концепция провозглашает необходимость привлечения сотрудников к руководству компанией для их стимулирования. Выделяют 3 уровня участия:
- Разработка предложений.
- Создание альтернативы.
- Принятие решения.
Эту концепцию можно внедрять только в компаниях с трудолюбивыми и креативными кадрами.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Мотивация — это гормональный процесс
Мотивация – это психофизиологический процесс. Что это значит? Психоэмоциональные реакции человека неразрывно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называется гормоном удовольствия. Сделал что-то → получил удовольствие.
Это происходит на подсознательном уровне – гормон вырабатывается в момент поощрения. Его действие на организм напоминает дрессировку: встал на задние лапки – возьми кусочек сахара.
Процесс мотивации также «завязан» на воздействии дофамина на центральную нервную систему. Как бы мы себя ни мотивировали, но если в организме мало дофамина, успеха будет добиться очень сложно.
Уровень гормона дофамина можно повысить 2 способами:
- Правильным питанием (мясо, рыба, зеленые овощи, клубника).
- Формированием оптимальной системы мотивации: «от простого – к сложному». Сначала нужно ставить перед собой мелкие цели и достигать их, и только затем добиваться чего-то более значимого.
Мотивы человеческого стремления к переменам
Как мотивировать людей и самого себя? Кто-то хочет подняться по карьерной лестнице и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, а кто-то желает найти вторую половинку и устроить уютное гнездышко. Классификация методов мотивации по общей теме, признаку и видам позволила выявить ключевые моменты, влияющие на формирование цели. Основные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия:
- самоутверждение;
- идентификация;
- власть;
- процессуально-содержательные мотивы;
- саморазвитие;
- достижения;
- аффилиация.
Каждый мотив играет важную роль и влияет на весь познавательный процесс. Рано или поздно человек получает реальную картинку, которую до этого времени мог лишь хранить в собственном воображении. Но каковы теории и концепции мотивации? Что думают об этом известные психологи и философы?
Существует 3 основные теории, которые определяют, на каком уровне находится человек. Это содержательные, процессуальные, специфические теории.
В основе содержательной базы лежат потребности человека. Они позволяют оценить состояние индивида, рассмотреть принцип его работы, проследить за ходом мысли. В такой теории особый уклон делается непосредственно на изучение структуры человеческого желания, его возможности и дальнейшие перспективы. Задача состоит в том, чтобы понять, что именно вызвало в человеке мотивацию, как функционирует данный процесс. Отличные работы на эту тему публиковали величайшие умы всех столетий. Это знаменитая теория иерархии потребностей Маслоу и теория приобретенных потребностей МакКлелланда, рассуждения и формы мотивации Альдерфера, мысли о двух факторах Герцберга.
Процессуальные теории прежде всего занимаются анализом тех усилий, которые были приложены человеком. Рассматриваются чувства, которые ощущает человек в конкретной ситуации или при выполнении какой-либо задачи. На сегодняшний день насчитывается более 50 интересных теорий, среди которых рассуждения и умозаключения Врума, Адамса, Портера-Уолтера, Локка.
Специфические концепции связаны с восприятием человеком внешнего мира, умением чувствовать и сочувствовать. За основу взята модель работника, который обладает уникальным набором мотивов, потребностей, эмоций.
Влияние мотивирующих факторов на человека
Мотивация – это мощнейший инструмент для достижения определенных целей во всех сферах человеческого бытия. Хотите чего-то достичь? Найдите правильный мотив, который будет двигать вас вперед.
Например, прекрасная мотивация для похудения – оздоровление, зависть подружек (да, даже такой мотив бывает очень действенен), получение новых подписчиков в инстаграм, повышенное внимание молодых людей.
Хотите, чтобы ваши подчиненные выполнили работу раньше намеченного срока? Мотивация персонала обещанием премии (поощрения, назначения на ответственную должность) наиболее эффективна.
Действенные мотивации в различные периоды его жизни меняются: актуальные ранее мотивы становятся потенциальными и наоборот.
Пошел человечек в первый класс, ему не очень-то хочется учиться, но родители заставляют ходить в школу, проверяют уроки и т. д. Налицо негативная мотивация. Повзрослев, школьник понимает, что без отлично сданного ЕГЭ ему не поступить в МГУ и не стать, к примеру, дипломатом. Тотчас актуализируется иная мотивация, и добросовестная учеба становится смыслом жизни на ближайшие годы.
Сферы применения понятия
Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.
В психологии
Психология ищет ответы на два вопросы:
- Чем поведение человека отличается от животного?
- Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?
Потому в широком смысле слова мотивация включает:
- психологические и физиологические особенности человека;
- факторы внешней среды, влияющие на поведение.
В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?
Психология мотивация изучает три аспекта:
- биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
- поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
- психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).
Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.
В менеджменте
В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.
Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.
По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.
В экономике
Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.
Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.
В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.
Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.
Современная теория Z Оучи
Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.
Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.
Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.
Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.
Способы мотивации на практике
Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.
Мотивация персонала
Социальное мотивирование – это система морального, материального и профессионального стимулирования работника.
Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:
- системы стимулирования на предприятии;
- особенностей управления предприятием;
- сферы ее деятельности;
- количества персонала;
- стиля управления и др.
Методы мотивации делятся на 3 группы:
- экономические (материальные);
- организационно-административные (следование регламенту);
- социально-психологические (следование социальным интересам).
Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.
Мотивация учащихся
Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.
Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:
- привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
- переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
- проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
- создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
- радостное переживание достижений;
- придание информации эффекта новизны;
- приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
- применение позитивного и негативного мотивирования;
- формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).
Стимулы
Основываясь на результатах психологических и социологических исследований, можно выделить дополнительные мотивационные виды, в данном случае речь идет о стимулах, которые представляют собой основу мотивации. К их числу относятся:
1. Достижение
Мотивацию достижения можно рассматривать как одну из наиболее распространенных форм мотивации. Это проявляется в стремлении человека достигать поставленных целей и решать новые задачи. Человек выдвигает на первый план необходимость в улучшение своих навыков и хочет доказать свою компетентность себе и окружающим. Данный стимул сопровождает человека на протяжении всей его жизни. При этом в определенных обстоятельствах стимул может основываться на необходимости внешнего признания, что проявляется в желании получить одобрение ближайшего социального окружения.
2. Саморазвитие
Необходимость самосовершенствования выступает в качестве сильной движущей силы, которая проявляется в человеке. Данный стимул лучше всего проявляется в желании человека изменить жизнь к лучшему. Многие люди на протяжении своей жизни сталкиваются с потребностью улучшить свой внутренний мир и свое тело. Каждый человек стремится достигать новых высот по всем направлениям — это является неотъемлемой частью личности.
3. Социум
Для многих людей основанием мотивации являются социальные факторы. В большинстве случаев это проявляется в желании стать частью группы единомышленников или в стремлении стать ближе с людьми из разных сфер. Люди – социальные существа, они ощущают потребность в общении коммуникации, без социума человек становится животным. Еще одной формой социальной мотивации является искреннее желание человека улучшить жизнь других людей.
4. Страх
Мотивация страха характеризуется наличие взаимосвязи с вероятностью наступления наказания или негативных последствий. Данный вид мотивации актуален в тех случаях, когда мотивация стимулов не приносит ожидаемых результатов. Ярким примером является практическая реализация метода «кнута и пряника», в рамках которого в первую очередь используется пряник, за устрашение отвечает кнут. Рассматриваемый вид мотивации активно применяется в системе образовании, такая же практика распространена в трудовом коллективе с целью регулирования поведения сотрудников. Нарушение предписанных правил приводит к применению санкций негативного характера.
5. Власть
Мотивация власти проявляется в стремлении управлять своей жизнью, или желании человека контролировать действия других людей. Каждый человек хочет влиять на свою жизнь с акцентированием внимания на улучшение условий жизнедеятельности в долгосрочной перспективе. Отдельного внимания заслуживают те, кто пытается контролировать других людей. В некоторых случаях это стремление может стать основанием для совершения социально неодобряемых действий. Также стремление к власти можно рассматривать, как желание человека оказать влияние на представителей своей социальной группы.
Самомотивация
Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:
- желания и стремления;
- целенаправленность и последовательность;
- решимость действовать и постоянство.
Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.
Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.
Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:
- аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
- самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
- биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
- формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
- визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.
Самовнушение
Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.
Биографии успешных людей
Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.
Визуализация
Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться. Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей.
Теория ERG Альдерфера
Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал приемы мотивации, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:
- желание существовать (обусловлено физиологическими потребностями);
- наличие связей (большую роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
- стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, наблюдается усиление мотивации).
Если же в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер придерживается мнения о том, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации звучит следующим образом: динамичная система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, высшее желание человек сумел осуществить, тогда активируется и усиливается потребность в удовлетворении более низшего уровня задач, и наоборот.
Для наглядности можно выполнить небольшой эксперимент. Стоит также заполнить пирамиду Маслоу и обратить внимание на верхние и нижние уровни. Если происходит движение снизу вверх, то это будет самоудовлетворение человека. Если же путь лежит сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Для того чтобы вернуться к процессу удовлетворения, необходимо будет лишь выполнить ключевую задачу из нарисованной пирамиды, начиная с конца и поднимаясь наверх.
- https://medru.su/professii/vidy-motivacii.html
- https://lifemotivation.online/motivation/vidy-motivatsii
- https://extraman.ru/motivatsiya/
- https://ru.yestherapyhelps.com/types-of-motivation-the-8-motivational-sources-10781
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/motivaciya-chto-ehto-takoe.html
- https://mypsihologiya.ru/motivatsiya/motivatsiya-cheloveka-eto-zalog-uspeshnosti
- https://dnevnik-znaniy.ru/samosovershenstvovanie/vidy-motivacii.html